Сегодня Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпускает рекомендации в отношении мер, которые могут быть приняты в школах для уменьшения воздействия пандемии гриппа H1N1.
Рекомендации основаны на недавнем опыте ряда стран и исследованиях последствий закрытия школ для здоровья, а также их экономических и социальных последствий. Эти исследования были предприняты членами неформальной сети ВОЗ с целью математического моделирования пандемии.
Полученный на сегодняшний день опыт свидетельствует о том, что школы играют роль в усилении передачи пандемического вируса как внутри школ, так и в рамках более широкого сообщества. Несмотря на то, что вспышки болезни в школах, несомненно, являются одной из важных особенностей текущей пандемии, нет какой-либо одной меры, которая могла бы остановить передачу инфекции в школах, где имеются многочисленные возможности для распространения вируса.
ВОЗ рекомендует применять целый ряд мер, которые могут быть адаптированы к местной эпидемиологической ситуации, имеющимся ресурсам и социальной роли, играемой многими школами. Национальные и местные органы управления находятся в лучшем положении для принятия решений об этих мерах и о том, как их надлежит адаптировать и осуществлять.
ВОЗ по-прежнему рекомендует учащимся, преподавателям и другим сотрудникам, которые чувствуют себя нездоровыми, оставаться дома. Необходимо иметь планы и подготовленные места для изолирования учащихся и сотрудников, заболевших во время их пребывания в школе.
Школы должны способствовать соблюдению гигиены рук и респираторного этикета и обеспечены надлежащими запасами необходимых средств и материалов. Кроме того, рекомендуется проводить надлежащую уборку и проветривание помещений и принимать меры для уменьшения скоплений людей.
Закрытие школ и временное прекращение занятий
Решения о том, следует ли закрывать школы во время пандемии и когда это делать, являются сложными решениями, которые в значительной мере зависят от местных условий. ВОЗ не может дать конкретные рекомендации в пользу или против закрытия школ, которые были бы применимы ко всем условиям. Тем не менее, недавний опыт некоторых стран как в северном, так и южном полушариях, математическое моделирование и опыт, полученный во время сезонных эпидемий гриппа, позволяет дать некоторое общее руководство.
Закрытие школ может быть упреждающей мерой, направленной на уменьшение передачи инфекции в школах и ее распространения в более широком сообществе. Закрытие школ может быть также ответной мерой, когда школы закрываются и занятия временно прекращаются, так как в связи с высокими уровнями отсутствия учащихся сотрудники считают нецелесообразным продолжение занятий.
Основным преимуществом упреждающего закрытия школ является замедление темпов распространения вспышки болезни в данном районе и, тем самым, выравнивание пика инфекции. Это преимущество становится особенно важным в условиях, когда число людей, нуждающихся в медицинской помощи во время пика пандемии, достигает предельного уровня для потенциальных возможностей здравоохранения или превышает его. Замедляя темпы распространения инфекции, закрытие школ может также позволить странам выиграть какое-то время, необходимое им для активизации мер по обеспечению готовности, создания запасов вакцин и противовирусных препаратов и проведения других мероприятий.
Решающее значение имеет выбор времени для закрытия школ. Моделирующие исследования позволяют предположить, что закрытие школ приводит к наибольшим преимуществам, если оно осуществляется на очень ранних стадиях вспышки болезни, в идеале - до того, как заболеет 1% населения. По оценкам, в идеальных условиях закрытие школ может способствовать снижению спроса на медицинскую помощь на 30% - 50% во время пика пандемии. Однако при слишком позднем закрытии школ во время вспышки болезни в каком-либо сообществе уменьшение передачи инфекции, по всей видимости, очень ограничено.
Необходимо, чтобы политика по закрытию школ включала меры по ограничению контактов среди учащихся вне школ. Если учащиеся будут собираться в каких-то других местах, они будут продолжать распространять вирус и преимущества закрытия школ будут значительно уменьшены, или вообще сведены на нет.
Экономическая и социальная стоимость
При принятии решений должностные лица здравоохранения и руководители школ должны быть осведомлены об экономической и социальной стоимости, которая может быть непропорционально высокой по сравнению с этими потенциальными преимуществами.
Основная экономическая стоимость связана с отсутствием на работе родителей или воспитателей, вынужденных оставаться дома со своими детьми. По данным исследований, закрытие школ может привести к отсутствию на работе 16% рабочей силы в дополнение к обычным уровням невыходов на работу или отсутствия на работе по болезни. Однако такие оценки значительно варьируются в разных странах в зависимости от ряда факторов, включая структуру рабочей силы.
Парадоксально то, что закрытие школ, с одной стороны, может уменьшить пиковую нагрузку на системы здравоохранения, но, с другой стороны, может дезорганизовать предоставление основных видов медицинской помощи, так как многие врачи и медицинские сестры являются родителями детей школьного возраста.
При приеме решений необходимо также учитывать аспекты социального обеспечения. Здоровье и благополучие детей может подвергаться риску, если прерываются такие в высокой степени полезные социальные программы на базе школ, как обеспечение питанием, или если дети раннего возраста остаются дома без присмотра.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)