Вопросы по философии для вступительных экзаменов в аспирантуру УРАО
- Представляет ли собой философия нечто серьезное и важное для человека или это досужие измышления праздных умов?
- Какие разделы философии вы знаете? Дайте их общую характеристику.
- Можно ли сказать, что натурфилософские концепции Милетской школы представляли собой революцию в развитии мировоззрения человека или их следует рассматривать только как проявление его наивности и неразвитости? Дайте обоснование той или другой точки зрения.
- Б. Рассел писал: «Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью, - это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею». Попробуйте детализировать и разъяснить эту мысль.
- Какие этапы в историческом развитии философской мысли вы можете выделить? Чем они принципиально отличаются друг от друга? Можете ли вы сформулировать какие-либо «сквозные» философские проблемы, которые занимали человека на протяжении многих веков?
- Выдающийся физик В. Паули писал: «Я надеюсь, что никто уже не полагает, будто теории выводятся из протокольных записей посредством железных логических заключений - мнение, бывшее еще в большей моде в мои студенческие годы. Теории возникают путем инспирированного эмпирическим материалом понимания, которое, следуя Платону, лучше всего объяснить, как переход к совпадению внутренних образов с внешними объектами и их свойствами». Каким именно философским концепциям Паули противопоставляет свою точку зрения? Можно ли сказать, что Паули - платоник? Что следует понимать под «совпадением» внутренних образов с внешними объектами? Не вызывает ли это у вас возражений?
- Можно ли опровергнуть солипсизм с помощью каких либо рациональных аргументов? Попробуйте обосновать свой ответ.
- В основе всех философских направлений Нового времени лежит проблема соотношения Я (души) с Миром и Богом. Какие основные схемы решения этого вопроса вы можете выделить? Все ли возможные варианты были рассмотрены? А как вы решаете этот вопрос?
- Хорошо известен главный аргумент рационалистов против представителей эмпиризма: опыт никогда не закончен. И тем не менее в науке мы постоянно сталкиваемся с общими утверждениями. Как это возможно? Какие ответы на этот вопрос вам известны?
- Можно ли сказать, что человек при рождении есть tabula rasa в смысле Д. Локка? Аргументируете свою точку зрения. Какие другие точки зрения вам известны?
- Э. Мейерсон писал: «Закон природы, которого мы не знаем, в строгом смысле слова не существует», Согласны ли вы с этим утверждением? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.
- Как ответить на вопрос Аристотеля: где существует Дом вообще наряду с отдельными домами? Какие решения вы знаете? Можно ли их считать удовлетворительными? Попробуйте аргументировать свою точку зрения.
- Какие направления в развитии этики вам известны? Попробуйте критически оценить хотя бы некоторые из них.
- Что такое свобода человека? Противоречит ли идея свободы очевидным фактам социальной обусловленности человеческого поведения? Можно ли считать, что человек, связанный определенными принципами и целевыми установками, менее свободен, чем человек совершенно беспринципный?
- Как вы полагаете, оправдывает ли цель средства? Аргументируйте свою точку зрения.
- Попробуйте выделить в истории науки наиболее принципиальные открытия, которые означали революцию в развитии нашего мировоззрения. Что принципиально нового в наше мировоззрение внесла наука XX века?
- Попробуйте провести аналогию между науками естественными и гуманитарными. Есть ли основания для их резкого и принципиального противопоставления или с сфере естествознания всегда можно найти аналог тех методологических трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные дисциплины? Какие точки зрения по этому вопросу вам известны?
- Что такое свобода человека? Противоречит ли идея свободы очевидным фактам социальной обусловленности человеческого поведения? Можно ли считать, что человек, связанный определенными принципами и целевыми установками, менее свободен, чем человек совершенно беспринципный?
- Говоря о приборах, мы, как правило, имеем в виду приборы физические. А существуют ли приборы в других науках? Сравните прибор и исторический источник. Существует ли нечто аналогичное прибору в гуманитарных науках?
- В ходе своего развития человечество не раз открывало для себя принципиально новые классы явлений, целые «Новые миры». Биологи, например, открыли мир микроорганизмов, физики - мир элементарных частиц, астрономы - мир галактик... Можете ли вы продолжить этот список? Принадлежит ли заслуга открытия «Новых миров» и гуманитарным наукам?
- Паскаль писал: «Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится все то, что я в них вычитываю». А не имеет ли место тоже самое и при «чтении Книги Природы»? Можете ли вы привести в качестве примера философские концепции, развивающие именно такую точку зрения? Попробуйте обосновать свою собственную позицию.
- Излагая теорию познания И. Канта, Б. Рассел проводит аналогию с человеком, который всю жизнь, не снимая, носит синие очки и привык видеть все в синем свете. Рассмотрите в свете этой аналогии философию Канта. Можно ли дать этой аналогии вполне современную интерпретацию?
- Известный французский лингвист Гюстав Гийом пишет: «Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож». В каких философских категориях нашла свое отражение эта точка зрения? Что собой представляет это мир «скрытых вещей»? Попробуйте рассмотреть с этой точки зрения философию Платона, Гегеля, Маркса...
- Человек постоянно стремится к рациональному обоснованию своего поведения. Существуют ли границы рациональности?
- Какие концепции истины вам известны? Попробуйте критически проанализировать хотя бы некоторые из них.
- В. Гейзенберг писал: «Нам неминуемо приходится пользоваться языком, коренящимся в традиционной философии. Мы спрашиваем: из чего состоит протон? Можно ли разделить электрон, или он неделим? Прост или составлен квант света? И так далее. Но все эти вопросы поставлены неправильно, потому что слова «делить» и «состоит из» в значительной мере утратили свой смысл». Можете ли вы разъяснить эту мысль Гейзенберга на доступных вам примерах? Можно ли, например, сказать, что общество состоит из отдельных людей?
- А. Бергсон писал: «Из всех вещей мы больше всего уверены и лучше всего знаем, бесспорно, наше собственное существование, так как о всех других предметах мы имеем только представления, которые можно признать внешними и поверхностными, тогда как самих себя мы познаем внутренне и глубоко». С какими предшествующими философскими концепциями ассоциируется это высказывание? Прокомментируйте это высказывание с точки зрения представлений о научном знании.
- Т. Гоббс утверждал, что содержание всякого предложения состоит в уверенности говорящего в том, что сказуемое есть имя той же вещи, которую обозначает и подлежащее. Попытайтесь подвергнуть критике такое понимание.
- В современной философии мы сталкиваемся с огромным количеством различных течений и точек зрения. С какими из этих течений вы знакомы? В чем причина этого многообразия? Как это связано с природой самой философии?
- Как изменялось исторически соотношений философии и специальных научных дисциплин? Проиллюстрируйте эти изменения на знакомом вам материале, например, на материале психологии. Чем обусловлено выделение психологии или социологии из состава философии в качестве самостоятельных дисциплин?