Без комментариев приведем стандартные инструменты исследовательского изложения.
1. Доказательство.
Строится следующим образом:
- дается тезис;
- приводятся факты, характеристики, сведения: иллюстрирующие его истинность, т.е. согласующиеся с ним; исключающие все прочие тезисы, т.е. согласующиеся не только с ним; противоречащие тезису и отводимые путем приведения к противоречию с уже известным (иногда не прямо, а по отдаленному, но неизбежному следствию); противоречащие, на первый взгляд, тезису и отводимые за счет приведения согласующегося с тезисом объяснения;
- тезис повторяется как доказанный (часто с кратким перечислением или резюме доказательств).
Доказательства, естественно, собираются в гроздья, цепочки и взаимно "подпирающие" системы.
2. Опровержение.
Стандартная последовательность (применялась Фомой Аквинским, а он был мастер своего дела):
- приводится с полными ссылками неверный, с вашей точки зрения, тезис;
- приводятся поочередно все доказательства, какие предлагались и могут предлагаться в пользу тезиса;
- поочередно они отводятся или получают другие объяснения и связи, не ведущие к тезису;
- приводятся контрдоводы, т.е. соображения, несовместимые с тезисом (прямо или по последствиям). Сами себя корректируйте, проверяя, нельзя ли их отвести и, если соответствующие возражения очевидны или уже высказывались, немедленно "перекрывайте" такие лазейки, оговаривайте и аргументировано отводите их сами;
- резюмируется ситуация и делается вывод о неправильности тезиса. Приводятся альтернативы.
3. Определение понятия.
Дается путем соотнесения искомого с родовым понятием (понятием большего объема, к которому принадлежит определяемое) и сообщением признака, отличающего искомое от прочих членов того же рода (видовых отличий). Иногда определение лежит на пересечении нескольких таких "линий уточнений".
Вариант: функциональное определение (по действиям и функциям, характерным для этого и только для этого объекта/процесса).
4. Средства раскрытия понятий:
- описание (выделение внешних признаков);
- характеристика (раскрытие свойств предмета/процесса и их проявления в тех или иных ситуациях);
- пояснение (раскрытие какой-то части понятия, вам необходимой);
- сравнение/аналогия (и так ясно, что это такое). Вообще говоря, человек и мыслит-то аналогиями. На аналогиях строится само существование повседневного языка.
5. Сообщение о процессе.
Излагается последовательно от причин к следствию. Очень редко — в обратном порядке, от следствий к причине.
6. Рассуждение,
или развертывание суждения в тексте высказывания. Элементы его структуры (все идут в переплетающихся цепочках):
- доказательство или опровержение (от посылок к выводу или от тезиса к аргументам, а от них уже к выводу);
- движение от абстрактного к конкретному и наоборот;
- "выявление" чего бы то ни было. Производится следующим образом: от описания некоего явления к сути дела;
наоборот, от описания сути дела к описанию его реального развертывания в различных аспектах; от констатации изменений к анализу их причины; от причин к следствию; от отдельных качественных характеристик к их количественному анализу и анализу их корреляций; от структуры (взаимосвязи) к включенным в нее элементам и, наоборот; от общего правила к его частным проявлениям и наоборот.