Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 02.05.24

Время: 17:08

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Стандартные инструменты исследовательского изложения.

Стандартные инструменты исследовательского изложения.

Без комментариев приведем стандартные инструменты исследовательского изложения.

1. Доказательство.

Строится следующим образом:

  • дается тезис;
  • приводятся факты, характеристики, сведения: иллюстрирующие его истинность, т.е. согласующиеся с ним; исключающие все прочие тезисы, т.е. согласующиеся не только с ним; противоречащие тезису и отводимые путем приведения к противоречию с уже известным (иногда не прямо, а по отдаленному, но неизбежному следствию); противоречащие, на первый взгляд, тезису и отводимые за счет приведения согласующегося с тезисом объяснения;
  • тезис повторяется как доказанный (часто с кратким перечислением или резюме доказательств).

Доказательства, естественно, собираются в гроздья, цепочки и взаимно "подпирающие" системы.

2. Опровержение.

Стандартная последовательность (применялась Фомой Аквинским, а он был мастер своего дела):

  • приводится с полными ссылками неверный, с вашей точки зрения, тезис;
  • приводятся поочередно все доказательства, какие предлагались и могут предлагаться в пользу тезиса;
  • поочередно они отводятся или получают другие объяснения и связи, не ведущие к тезису;
  • приводятся контрдоводы, т.е. соображения, несовместимые с тезисом (прямо или по последствиям). Сами себя корректируйте, проверяя, нельзя ли их отвести и, если соответствующие возражения очевидны или уже высказывались, немедленно "перекрывайте" такие лазейки, оговаривайте и аргументировано отводите их сами;
  • резюмируется ситуация и делается вывод о неправильности тезиса. Приводятся альтернативы.

3. Определение понятия.

Дается путем соотнесения искомого с родовым понятием (понятием большего объема, к которому принадлежит определяемое) и сообщением признака, отличающего искомое от прочих членов того же рода (видовых отличий). Иногда определение лежит на пересечении нескольких таких "линий уточнений".

Вариант: функциональное определение (по действиям и функциям, характерным для этого и только для этого объекта/процесса).

4. Средства раскрытия понятий:

  • описание (выделение внешних признаков);
  • характеристика (раскрытие свойств предмета/процесса и их проявления в тех или иных ситуациях);
  • пояснение (раскрытие какой-то части понятия, вам необходимой);
  • сравнение/аналогия (и так ясно, что это такое). Вообще говоря, человек и мыслит-то аналогиями. На аналогиях строится само существование повседневного языка.

5. Сообщение о процессе.

Излагается последовательно от причин к следствию. Очень редко — в обратном порядке, от следствий к причине.

6. Рассуждение,

или развертывание суждения в тексте высказывания. Элементы его структуры (все идут в переплетающихся цепочках):

  • доказательство или опровержение (от посылок к выводу или от тезиса к аргументам, а от них уже к выводу);
  • движение от абстрактного к конкретному и наоборот;
  • "выявление" чего бы то ни было. Производится следующим образом: от описания некоего явления к сути дела;

наоборот, от описания сути дела к описанию его реального развертывания в различных аспектах; от констатации изменений к анализу их причины; от причин к следствию; от отдельных качественных характеристик к их количественному анализу и анализу их корреляций; от структуры (взаимосвязи) к включенным в нее элементам и, наоборот; от общего правила к его частным проявлениям и наоборот.