Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям. В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте.
В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных.
В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера.
Основные положения данного подхода:
- Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора.
- Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан.
- Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.
- Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.
- Человек целостен по своей природе.
- Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Наиболее известными подходами в рамках данного направления являются:
- Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.
- Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.
- Логотерапия Виктора Франкла.
Некоторые склонны причислять сюда и гештальт-терапию Фредерика Перлза, но этому отчасти препятствует ее телесная центрированность, детерминизм психических процессов функциями и потребностями тела.
Клиент-центрировапный подход Карла Роджерса
С точки зрения последователей этого подхода, все люди наделены врожденной тенденцией к актуализации себя, что проявляется в стремлениях:
- к все большей адаптации в окружающей среде,
- к развитию и усложнению своей внутренней организации.
Все люди также наделены врожденным и уникальным потенциалом, который каждый человек призван реализовывать в процессе актуализации себя.
На определенном этапе своего развития все люди сталкиваются с мнениями и оценками окружающих. Мнения и оценки окружающих для людей очень важны. На их основе формируется внутренний рабочий орган самоконтроля - самооценка.
Налицо вероятность внутренних конфликтов между тенденцией к актуализации себя и реальными или ожидаемыми оценками окружающих, ограничивающими поле возможного личностного роста. Зачастую мнения и оценки окружающих направляют человека в сторону от реализации своего врожденного и уникального потенциала, в сторону от актуализации себя. Если человек чересчур ориентирован на мнения и оценки значимого социального окружения в ущерб тенденциям, связанным с актуализацией себя, то его на этом пути может остановить невроз.
Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Клиент в своей повседневной жизни должен меньше ориентироваться на мнения и оценки ближайшего социального окружения, а больше ориентироваться на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде. К. Роджерс выделил и описал три необходимых условия, которым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении вышеописанной цели (триада Роджерса):
- Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» происходит от латинского congruens (congruentis) - соразмерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее. Обмен опытом, обсуждение опыта, интерес к внутреннему опыту - вообще характерные явления для гуманистической традиции. Консультант подает клиенту пример доверия самому себе, своей внутренней человеческой природе.
- Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности: «Я бы тебя больше любил и уважал, если бы ты... ». Положительной же эта оценка является вследствие веры консультанта в положительный характер природы человека. Консультант верит, что если клиент совершил в этой жизни что-либо нехорошее, то сделал это вследствие того, что отдалился от своей изначальной, природной человеческой сущности, которая всегда положительна, т. е., по сути сделал это не он сам.
- Консультант эмпатически воспринимает клиента. Под эмпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. На низком уровне эмпатического общения консультант способен показать, что какая-то часть информации понятна ему. Высокий уровень эмпатического общения предполагает, что консультант не только способен понять в многочисленных нюансах внутренний мир другого человека, но и дополнить его (другого человека) личностный опыт - сообщить ему новую информацию, позволяющую взглянуть на проблему с новых позиций. Высокий уровень развития эмлатии предполагает, что внутренний опыт консультанта включает то, что на данный момент является внутренним опытом клиента, но внутренний опыт консультанта относительно обсуждаемой проблемы при этом шире.
Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированпого подхода:
- Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.
- Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т. е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.
- Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей. Для того, чтобы помочь людям научиться больше принимать сначала себя, а потом и окружающих, в рамках клиент-центрированного подхода была разработана следующая процедура, Предлагается заполнить табл. 1 согласно инструкциям, которые содержатся в столбцах. Бланк методики исследования личностной конгруэнтности в клиент-центрированном подходе
|
Реальное Я |
Социальное Я |
Идеальное Я |
Личностные качества |
Отметьте те характеристики, которые соответствуют Вашему представлению о себе, независимо от того, что думают о Вас другие |
Отметьте те качества, которые, как Вам кажется, указали бы знающие Вас люди |
Отметьте те качества, которые описывали бы Вас наилучшим образом, но при этом Вы бы не потеряли своей индивидуальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бодрый |
|
|
|
Упорный |
|
|
|
Шумный |
|
|
|
Ответственный |
|
|
|
Витающий в облаках |
|
|
|
Беспокойный |
|
|
|
Требовательный |
|
|
|
Чванливый |
|
|
|
Искренний |
|
|
|
Честный |
|
|
|
Возбудимый |
|
|
|
Незрелый |
|
|
|
Смелый |
|
|
|
Честолюбивый |
|
|
|
Жалеющий себя |
|
|
|
Спокойный |
|
|
|
Индивидуалистичный |
|
|
|
Серьезный |
|
|
|
Дружелюбный |
|
|
|
Зрелый |
|
|
|
Артистичный |
|
|
|
Умный |
|
|
|
Забавный |
|
|
|
Идеалистичный |
|
|
|
Понимающий |
|
|
|
Теплый |
|
|
|
Расслабленный |
|
|
|
Сексапильный |
|
|
|
Активный |
|
|
|
Милый |
|
|
|
Эгоистичный |
|
|
|
Проницательный |
|
|
|
Нежный |
|
|
|
Самоуверенный |
|
|
|
После заполнения таблицы клиенту предлагается обвести кружочком те прилагательные, где возникают возможные расхождения между столбцами. Это возможные моменты неконгруентности в его жизни. С клиентом далее обсуждаются следующие вопросы:
- Не кажется ли Вам, что некоторые из Ваших пожеланий нереалистичны?
- Нет ли оснований полагать, что Вы могли бы изменить некоторые из целей, которые предполагаются Вашим идеальным самоописанием?
- Есть ли для этого причины?
Можно работать небольшими группами, обсуждая свои несоответствия, или завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В группе можно разыгрывать в ролях личность, представленную в одной из колонок, чтобы помочь человеку посмотреть, как он будет чувствовать себя в одной из выявившихся структур своего представления о себе.
К. Роджерс со временем пришел к убеждению, что в современной ему европейской культуре наблюдается массовый запрос на клиент-центрированную заботу, клиент-центрированное общение. Практически любая группа, если она жестко не объединена какой-либо узко функциональной практической задачей, стремится стать группой, основной деятельностью которой будет клиент-центрированное общение. Отсюда родилась идея групп встреч, в которых клиенты сами оказывают психологическую помощь друг другу, проявляя поведение, свойственное клиент-центрированному общению. Клиенты обучаются навыкам подобного поведения, наблюдая за действиями двух фасилитаторов - своего рода ведущих группы встреч. Основной задачей фасилитаторов в группе является демонстрация клиент-центрированного общения, побуждение других членов группы к клиент-центрированному общению, облегчение перехода группы к клиент-центрированному общению.
Семью К. Роджерс рассматривал как аналог группы встреч.
На различных этапах жизни человеческого сообщества людей в семью объединяли разные факторы. Были времена, когда основной силой, объединяющей людей в семью, была необходимость совместной борьбы за выживание, т. к. в одиночку человеку было просто не выжить. В наше время семья создается на другой основе. Основным фактором, объединяющим людей в семью, является потребность в клиент-центрированном общении с близким человеком. В современном обществе успешность брака должна в значительной степени зависеть от того, насколько супруги способны в своей семейной жизни играть друг по отношению к другу роль клиент-центрированного терапевта. Роль семейного терапевта становится чрезвычайно значимой, ведущей в современной семье. От способности супругов выполнять в семье эту роль зависит также и то, насколько в их семье реализуется такая важная функция, как создание условий для развития личности всех членов семьи.
Применительно к задаче родительства К, Роджерс описал модели хорошо функционирующего родителя и плохо функционирующего родителя.
Хорошо функционирующий родитель обладает высоким уровнем самопринятия. Это позволяет ему принимать и своих детей, организмически оценивать их. Организмическое оценивание предполагает, что родитель, выдвигая требования по отношению к своему ребенку, исходит из потребностей его уникальной внутренней организации. На противоположном полюсе будет стоять выдвижение условий ценности по отношению к ребенку. Например: "Я бы тебя больше любила, если бы ты любил игру на фортепьяно».
Плохо функционирующий родитель характеризуется низким уровнем принятия себя. Это значит, что многого этот человек в себе не принимает, следовательно, он не может многого принять и в своем ребенке, ориентироваться при его воспитании на потребности его внутренней организации. Такой родитель выдвигает по отношению к своему ребенку много условий ценности. Начинать работу с таким родителем следует с действий, направленных на увеличение уровня принятия себя.
Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя
Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат. exlstere - выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование - не прозябание, не статический процесс, а динамический, т. е. рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.
В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.
Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития.
Деструктивный путь - многочисленные формы психологических защит от этих данностей.
Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их перерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.
Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.
Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладения с тревогой, которую вызывает ситуация.
Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией.
Логотерапия Виктора Франкла
Теоретические положения. Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрейда, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает свободой. В рамках логотералии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой выбора из реалистичных возможностей (как прожить предстоящий час). Каждая ситуация открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.
Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает повиноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя свободным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функционирование в этом мире. Таким образом, он приближается к нахождению своего смысла в жизни.
Экзистенциальный вакуум. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия.
Экзистенциальный вакуум поддерживается:
- подавлением собственной духовности, религиозности. Это связано с тем, что духовность и религиозность человека в современном мире зачастую становятся объектом эксплуатации;
- уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду. Эти формы поведения стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны;
- разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причиной эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стремится выхолостить сущность традиций и ценностей;
- редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру;
- недостаточный акцент на самотрансценденции. Большинство направлений современной психологии сосредоточиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапевтам, являются побочными продуктами самотрансценденции -способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе;
- невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.
Трудно найти людей, обретших смысл, нет таких образцов для подражания.
Цель логотерапии - помочь клиентам найти смысл в жизни.
Этапы и методы работы
I. Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы.
Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение', чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.
II. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы:
- Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.
- Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения). Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».
- Использование сравнений:
- Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.
- Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.
III. Фокусирование на поисках смысла:
- Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла: - До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций" их жизни. - Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределение, помогающее человеку обрести смысл. Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла.
- Клиентам помогают выслушивать голос своего психического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла.
- Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.
- Увеличение числа источников смысла. Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?
- Выявление смысла через логодрамму. Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл.
- Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.
- Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности.
Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии:
- Парадоксальная интенция. Клиентам с обсессивно-компульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками.
- Дерефлексия — техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что-то другое.