А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым).
Важно, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.
Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности - навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:
- управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);
- берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес);
- избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);
- социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным интересом).
Цели работы с клиентом
- Снижение чувства неполноценности.
- Развитие социального интереса.
- Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.
Этапы работы с клиентом.
I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание.
II. Анализ личностной динамики
1. Цели жизни:
- В чем Вы видите свое предназначение?
- Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь?
2. Анализ семейного созвездия:
- Как Ваш отец относился к детям?
- Кто был любимым ребенком в семье?
- В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?
- Каким ребенком Вы были?
3. Анализ ранних воспоминаний:
- Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений.
- Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни.
Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют:
- доминирующую тему;
- повторяющуюся реакцию;
- позицию (участник - наблюдатель);
- одиночество или включенность в группу;
- центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.
5. Приоритеты, приоритетные ценности: комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым.
Клиента просят рассказать о своем обычном дне:
- что он делает;
- как он себя при этом чувствует; - что он думает;
- чего избегает под любым предлогом;
- какие чувства вызывает у других.
Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его!
6. Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:
- гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
- неосуществимые цели - «Я хочу нравиться всем»;
- ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»;
- отрицание собственной основополагающей ценности - «Я конченый человек»;
- мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».
III. Подбадривание - признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.
IV. Поощрение инсайта (озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию.
V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие. Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы:
- Антисуггестия (парадоксальная интенция) - многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий.
- «Еыли бы ...» Клиенту предлагают вести себя так, если бы его желание уже осуществилось.
- Постановка целей и принятие обязательств. Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении.
- «Поймай себя». Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.
- «Нажатие кнопки». Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться.
- «Избегание плакунчика». Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.