Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием "терапия искусством". Эффективность применения искусства в контексте психотерапевтической работы обосновывается тем, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.
На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которым конечный продукт творчества пациента, будь то что-то, нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е годы Принцхорн провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. Сейчас большая часть занимающихся терапией искусством продолжают работать, исходя из фрейдовских или юнгианских концепций, однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и пришли к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для подобной работы.
В настоящее время терапия искусством используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Ее условно можно разделить на две группы: в первом случае психолог работает с продуктом творчества самого пациента (рисунками, продуктами лепки, текстовыми работами например, написанными клиентом сказка ми); во втором случае групповая работа проводится с использованием продуктов культурного творчества, к которому пациент не имеет отношения (картины, скульптуры, тексты, продукция киноискусства). Кинотренинг относится ко второму виду терапии искусством.
Тренинговые группы для сотрудников с использованием кинопродукции можно проводить для решения нескольких видов психологических задач:
- В рамках больших тренинговых программ (например, при проведении реабилитационных мероприятий): для уточняющей диагностики личностных проблем; для ускорения процесса терапии; для укрепления терапевтических взаимоотношений; для ускорения развития эмпатии и положительных чувств; для развития и усиления внимания к чувствам.
- Тренинг интеллектуальных навыков.
- Тренинговые занятия, направленные на разрешение семейных проблем.
- Развитие эмпатических навыков.
- Изменение стереотипов поведения.
- Снятие избыточного психологического напряжения.
Рассмотрим практически кинотренинг, направленный на разрешение семейных проблем. В группу отбираются люди, заявившие о семейных проблемах. Для кинотренинга подбираются фильмы, в центре которых находится семейная пара с какими-то сложностями в отношениях. Желательно начинать анализ с фильма, в котором ситуация накалена до предела, с резкими действиями друг против друга как мужчины, так и женщины, а также с такими завязками конфликта, при которых нельзя с безусловностью отнести к виновникам ни одну из сторон.
Особенностью проведения кинотренингов, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений, является подбор группы с таким расчетом, чтобы там находились представители обоих полов, желательно, в примерном равенстве. Занятие начинается с просмотра фильма. Затем членам группы по круг у предлагается описать свое ощущение от просмотренного и обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды. Это поможет ведущему вычленить значимую для каждого проблематику и с ее учетом подбирать фильмы для следующих занятий. Кроме того, в ходе выполнения этого задания члены группы обнаруживают значительную разницу в восприятии и расстановке акцентов и осознают это. Как выясняется, изначально многие уверены, что восприятие фильма и его эпизодов в кругу одинаково.
Затем каждому предлагается изложить свою версию происходящего в кинофильме конфликта. Хотя версий обычно высказывается несколько, характерным является психологическое соединение женской части группы с героиней фильма и поиск причины конфликта в поведении мужчины, тогда как мужская часть группы психологически соединяется с главным героем и усматривает причину конфликта в действиях героини.
Здесь одна из задач ведущего группы не дать развернуться извечной неаргументированной дискуссии, в которой господствовали бы не разумные доводы, а накопившиеся эмоции по отношению к противоположной стороне. Для продуктивной работы ведущий объясняет группе, что любой выступающий не просто проговаривает свою версию конфликта, но делает это с опорой на эпизоды киноленты. Когда мнения группы (что обычно происходит) разделятся на два лагеря мужской и женский, представители каждого "лагеря" лишаются права не принимать во внимание доводы другой стороны. В случае разногласий им предлагается объяснить описываемые эпизоды, не просто исходя из своей версии, но и вычленяя из фильма эпизоды с противоположной направленностью. Затем обе стороны получают задания проговорить версию противоположной стороны и подкрепляющие ее эпизоды. В ходе обсуждения уверенность обеих сторон в безусловности своих выводов бывает поколеблена большего на первом занятии обычно не достигается.
В ходе следующих занятий целесообразно давать каждому члену группы задание смоделировать действия персонажа противоположного пола и выявить мотивы его поведения, структуру этих мотивов. Каждый член группы может выстраивать свою версию, может дополнять предыдущего оратора. К концу занятия необходимо, изучив все версии, постараться выстроить общую, включающую все перечисленные эпизоды, с которой бы согласились как можно больше участников. На таких занятиях у сотрудников формируются навыки объективного рассмотрения ситуации, конфликта с точки зрения каждой участвующей стороны, ч то позволяет по-иному взглянуть и на ситуацию в собственной семье.
Положительным моментом кинотренинга является тот факт, что сотрудники получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является киноперсонаж. По сравнению с кинотренингом, в ходе обычной групповой работы многие сотрудники при обсуждении семейных проблем предпочитают делать вид, что у них все в порядке. Группа, составленная из сослуживцев, лишена присущих обычным группам откровения и доверия, стимулируемых тем фактом, что их участники потом нигде не встретятся.