1. Новорожденность 1-2 месяца
Социальная ситуация развития - полная биологическая зависимость от матери
Ведущая деятельность — не отмечена
Центральное новообразование — не отмечено
Другие важнейшие новообразования - комплекс оживления
Становление жизненного мира - сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир
2. Младенчество (до года)
- Социальная ситуация развития - общая жизнь ребенка с матерью
- Ведущая деятельность - непосредственно эмоциональное общение с матерью
- Центральное новообразование - потребность общения со взрослыми
- Другие важнейшие новообразования - дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание)
- Становление жизненного мира - появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и "как бы легкого". Трудность незначима и простого и трудного жизненного мира.
3. Раннее детство (1-3 года)
- Социальная ситуация развития - познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослым
- Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность
- Центральное новообразование - сознание "я сам"
- Другие важнейшие новообразования - "аффективное" восприятие объектов и ситуаций. Развитие активной речи. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание.
- Становление жизненного мира - продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой трудностью) возрастает.
4. Дошкольное детство (3-7 лет)
- Социальная ситуация развития - познание мира человеческих отношений и их имитация
- Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра
- Центральное новообразование - соподчинение мотивов
- Другие важнейшие новообразования - сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению. Творческое воображение. Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения
- Становление жизненного мира - появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью)
5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- Социальная ситуация развития - социальный статус школьника (ситуация обучения)
- Ведущая деятельность - учебная деятельность
- Центральное новообразование - произвольность. Чувство компетентности.
- Другие важнейшие новообразования - словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
- Становление жизненного мира - закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения.
6. Подростковый возраст (11-15 лет)
- Социальная ситуация развития - эмансипация от взрослых и группирование
- Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками
- Центральное новообразование - чувство взрослости (младший подростковый возраст). "Я-концепция" (старший подростковый возраст)
- Другие важнейшие новообразования - теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками
- Становление жизненного мира - линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы
7. Старший школьный возраст (16-17 лет)
- Социальная ситуация развития - первоначальный выбор жизненного пути
- Ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность
- Центральное новообразование — самоопределение
- Другие важнейшие новообразования - дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение. Нравственная устойчивость поведения.
- Становление жизненного мира - происходит окончательное становление типов жизненного мира