Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.12.24

Время: 09:46

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Как написать курсовую работу

Как написать курсовую работу

Курсовая работа — наиболее простая форма научного исследования. Задачи курсовой работы:

  1. более глубоко ознакомиться с содержанием научной проблемы, ее исторической неоднозначностью;
  2. приобрести навыки самостоятельного теоретического анализа проблемы;
  3. овладеть умением логического описания проделанного исследования.

Кроме того, с помощью курсовых преподаватели кафедр отбирают студентов для специализации, так как многие не очень хорошо выглядят на зачетах, еще не овладели навыком четкого изложения своих знаний. Далеко не каждый обладает темпераментом спорщика, готового высказываться на семинарах, и потому их не особенно видно на занятиях. Но если у человека есть способности к научной аналитической работе, он сможет написать неплохую курсовую работу.

Темы даются преподавателем в октябре, студенты выбирают наиболее интересную для себя и через одну—две недели сообщают об этом в деканат. Выбирать нужно осмысленно и в то же время быстро: число тем ограничено, а ваши товарищи по группе также имеют собственные планы на текущий год. При желании можно и переформулировать (изменить) тему работы, что всегда согласовывается с преподавателем.

Поскольку цель курсовой — выработка навыков научной работы, вам предстоит тесное взаимодействие с преподавателем. Поэтому следует иметь в виду: преподаватель будет постоянно интересоваться ходом вашей работы. Ее текст вы будете неоднократно обсуждать с ним. От результатов зависит и отношение к вам. После завершения работы она защипнется в группе с участием оппонентов из числа студентов, итоговую оценку дает преподаватель.

Преподаватель еженедельно проводит консультации по работе, и на эти консультации следует ходить. Зачем? Во-первых, как бы вы ни были гениальны, преподаватель обладает значительно большим опытом научной работы, которым он будет делиться с вами совершенно бесплатно и весьма охотно, поскольку любой человек, в том числе и ученый, хочет быть выслушанным. Кроме того, преподаватель может предложить вам ценные идеи и порекомендовать научную литературу. Этим тоже пренебрегать не следует, так как за свою жизнь он прочитал явно больше, чем вы, а с авторами может быть просто знаком или вместе учился.

Наконец, преподаватель никогда не дает тем, которыми не занимался сам. Он знает проблематику очень хорошо и, по всей видимости, к ней неравнодушен. Никто не заставит вас полностью соглашаться с его выводами. Наоборот, нестандартный подход даже приветствуется! Но надо иметь в виду, что вам придется доказывать (обосновывать) свои представления, потому что преподаватель очень серьезно относится не только к теме, но и к научной объективности.

Технология работы

В курсовой работе полагается обосновывать (или доказывать) выделенную вами идею. Чтобы сделать это грамотно, нужно ознакомиться с основной литературой по теме и сориентироваться в проблематике. Здесь вам придется в первый раз по-настоящему использовать свои аналитические способности.

Ознакомление с литературой начинается обычно с просмотра собственных рефератов по выбранной теме, а затем и нового материала, относящегося к исследуемой проблеме. Изучение новых научных источников заставляет по-новому взглянуть на изучаемый предмет.

Как вы уже поняли при написании рефератов, у любой темы есть основной источник, который необходимо досконально изучить. Источник издан в соответствии с академическими требованиями, поэтому обязательно должны присутствовать вводная, заключительная статьи и комментарий. Автор вступления, как правило, один из основных специалистов по данному вопросу, а в комментариях можно почерпнуть много интересного и о других авторах. Затем надо отправиться в библиотеку и прочитать какую-нибудь публикацию этого автора.

В ней наверняка будет много сносок на монографии и статьи по интересующему вас предмету. Выпишите их и проверьте наличие в библиотеке. Заодно не мешает выписать и содержащиеся в них основные идеи. Главное для вас — расхождения авторов. Всегда можно найти две точки зрения на предмет и основные этапы его исследования.

Далее наступает черед каталога: вам предстоит найти соответствующий раздел и просмотреть карточки. Там также можно разыскать нужные книги и занести их в собственную картотеку, которая не только пригодится для написания курсовой работы, но и сэкономит время при последующих исследованиях.

Теперь, выяснив минимум, можно идти на консультацию и разговаривать с преподавателем по теме курсовой. Вы сможете назвать проблемы, решаемые учеными, и показать свою в них осведомленность. Больше всего преподаватель любит даже не знание его собственных трудов, а понимание сложности интересующей его проблемы и различий в подходах к ее решению. Конечно, из большого числа записанных вами наименований работ останется не больше трети. Если преподаватель не новичок, он никогда не даст вам тему, которую можно откуда-то списать. А это означает, что придется работать не с таким уж и большим массивом литературы.

Рассмотрим технологию работы более конкретно. Выбрав после согласования близкую вам (вашим интересам) тему, например "Психологическая компетентность как структурный компонент профессиональной деятельности руководителя", необходимо выявить объект вашего исследования. Им выступает управленческая деятельность руководителя.

Но это общее проблемное поле размышления. Определите, какой элемент (и какой аспект) управленческой деятельности вы будете исследовать конкретно, т.е. предмет работы. Безусловно, это психологическая компетентность руководителя как средство (фактор) повышения эффективности управленческой деятельности.

Следующий этап — постановка цели работы. Например: теоретическое обоснование сущности и содержания психологической компетентности руководителя; выявление способов и средств формирования психологической компетентности и др.

Продумайте гипотезы работы. Иначе вам будет нечего обосновывать. В первом приближении по выбранной теме можно сформулировать как минимум три гипотезы:

  1. повышение психологической компетентности есть необходимое условие эффективности управленческой деятельности руководителя;
  2. применение психологической компетентности в практической деятельности управления в большей степени обеспечивает лидирующий статус руководителя;
  3. приоритетное направление подготовки современного руководителя — овладение психотехнологиями управления.

На основе сказанного можно определить направления работы, выделив первоочередные задачи изучения:

  1. психологическая компетентность как основание управленческой деятельности (управления персоналом);
  2. приоритетные направления формирования психологической компетентности современного руководителя.

После этого вам необходимо определить методы реализации своего первого научного исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; обобщение отечественного и зарубежного опыта; контент-анализ газетных и журнальных публикаций и т.д. Возможно, вы проведете небольшое (иллюстративное) социально-психологическое исследование. Тогда вам придется обратиться к таким методам, как анкетирование, интервью, психодиагностика и т.д.

Для организации собственного времени можно составить рабочий график написания курсовой работы:

  1. изучение имеющейся литературы;
  2. проведение исследования (сроки);
  3. если исследование предполагает применение конкретных психологических методик, то их необходимо вписать в график: например интервью с компетентными людьми (с кем, в каких организациях, когда, как будут фиксироваться и обобщаться результаты, подготовка бланка интервью, беседы или формы протокола);
  4. написание первого, второго разделов и сроки консультации по ним;
  5. сдача работы (в какие сроки, в какой форме).

Реализуя обозначенные выше этапы работы, вы обеспечите ее надежной методической, теоретической и эмпирической базой. Остальное зависит от вашей способности обобщать и делать выводы.

Оформление

Когда работа выполнена и все соображения сведены воедино, структурированы, приобрели смысл и даже дали какие-то научные выводы (последнее бывает не всегда, но гораздо чаще, чем можно предположить), их нужно надлежащим образом оформить.

Цель оформления работы — сделать так, чтобы ваши научные достижения стали доступны не только в устной, но и в письменной форме, вошли в научный оборот и их смогли прочитать и оценить преподаватель и ваши коллеги-студенты. Пока курсовая находится в голове, на разрозненных листках, в пометках на полях книг, на черновике — ее еще нет.

Всякая курсовая должна соответствовать принятому стандарту. Этот стандарт был выработан специально для удобства читателей. Он предусматривает определенную структуру текста, его членение, систему сносок, уровень аргументации и, наконец, оформление.

Курсовая работа оформляется с большей тщательностью, чем реферат. Необходимое требование — титульный лист (не нумеруется).

За титульным листом следует план на отдельной странице (с. 2). В соответствии с осмысленным и структурированным материалом составляют окончательный план работы и приступают к написанию. План включает введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Сформулируем общие указания по содержанию курсовой работы.

Введение должно отразить актуальность, практическую значимость, цели и задачи, решаемые в основной части.

Основная часть должна содержать выделенные в процессе анализа предметно-содержательные структурные компоненты различных исследований по данной проблеме. Речь идет о структурировании выбранной вами проблемы, которая отражает вполне определенное явление. Ваше исследование определяет, какие компоненты явления были изучены, а какие еще предстоит изучить.

Существует ограниченное число способов написания научной работы. Мы исходим из того, что некоторый опыт вы уже получили, работая над рефератами. Изложение может быть хронологическим, если автор излагает проблему в ее развитии, и аналитическим, тогда изложение следует структуре проблемы. Если изложение хронологическое, ваша задача — систематизировать мысли автора. Если изложение аналитическое, лучше изложить проблему в ее развитии. Оба принципа равноправны.

В заключении на основе проанализированного материала делаются выводы и по возможности предлагаются рекомендации (теоретические или экспериментальные), которые могут способствовать выдвижению гипотез последующих исследований в этой области.

Объем работы не ограничен, но не следует делать ее слишком лаконичной или слишком аморфной. Как показывает практика, достаточным является объем от 15 до 25 страниц машинописного текста.