Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.11.24

Время: 04:12

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Как написать реферат

Как написать реферат

Деятельность ученого начинается с анализа изучаемого явления и заканчивается практической реализацией (например, экспериментальным исследованием или внедрением). Все виды таких работ требуют обоснования и изложения в форме реферата. Поэтому выработка умения написания рефератов — первый шаг на пути овладения научной деятельностью.

Реферат (от лат. refero — сообщаю) принято считать простейшим из всех видов научных работ. Его обычно предлагают написать приблизительно через месяц после начала первого учебного семестра I курса. К этому времени студент уже посещал семинарские занятия, а стало быть, получил минимальный навык работы с источниками.

Написание рефератов по психологии — важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса и овладению структурой описания психологического исследования.

Но сначала давайте разберемся, что же такое классический реферат. Реферат — сжатое, краткое изложение основного содержания первичных текстов оригинала (статей, книг, монографий, брошюр) по проблеме, полученной в результате смысловой обработки.

Рефераты могут быть монографическими, составленными на основании одного источника, сводными, излагающими содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорными, излагающими результат обзора многих источников по определенной тематике, плану. Если оригинальный текст свернут в реферате до одной восьмой его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться нормальным по объему.

Тему реферата каждый студент выбирает самостоятельно из любого раздела программы данного курса, руководствуясь своими профессиональными интересами, накопленным индивидуальным жизненным опытом, имеющимися материалами (литературой), а также выбранным направлением профессиональной деятельности. По выбранной теме необходимо проконсультироваться с преподавателем, который поможет уточнить идею работы, наметить план и подобрать специальную литературу.

При самостоятельной разработке идеи, плана работы и написании необходимо, прежде всего, прочитать соответствующую научную литературу, выделив основные мысли и положения, идеи и проблемы, разрабатываемые тем или иным ученым. При этом нет необходимости додумывать за ученого и выискивать в массе слов рациональную идею. Цель ваших усилий — в извлечении смысла из всего написанного автором. Научный текст, как правило, несложен (иногда, правда, чрезмерно перегружен научной терминологией, но не в ущерб ясности), тезисы аргументированы, в конце глав присутствуют выводы, которые затем обобщаются в заключении. Содержание складывается в концепцию, как правило, непротиворечивую и интересную.

Именно эту концепцию и надо "выудить". Для этого надлежит внимательно прочитать введение и оценить сферу научных интересов автора. Затем прочитать последовательно все главы и найти в каждой из них основной смысл. Его смело конспектируйте, выписывая основные соображения и выводы автора.

Одновременно необходимо выписывать понятия, которые не согласуются с вашими представлениями. Если разобраться самому не удастся, надо обратиться к соответствующим словарям, к преподавателю или автору данного определения. Тем самым будет заложена основа собственного психологического словаря, которая, с одной стороны, отражает неоднозначность изучаемого явления, а с другой — обеспечивает вас понятийным капиталом и позволяет придать строгость вашему мышлению.

Конспект должен быть не просто пересказом содержания прочитанного, а осмысленным и структурированным изложением. Необходимо выделить главное. Что исследовалось? В чем суть поставленной проблемы? Какие средства и способы применялись ученым для разрешения поставленной проблемы? Какие выводы и предложения сделаны? Итогом данной работы будет освоение основных понятий и содержания, способа доказательства, особенностей различных точек зрения и значения результатов.

Вместе с тем основной смысл анализа заключается в выделении предметного содержания проблемы по схеме: предмет исследования (тот или иной психический процесс); его свойства, функции; процесс развития (генетический аспект) или функционирования (деятельностный аспект), взаимосвязи или взаимозависимости (например, память и личность, память и другие психические процессы, память и деятельность и т.д.); внутренняя организация процесса (структура, этапы или фазы); организация управления психическим процессом (формирование или образование) или эффективностью проявлений выбранного для анализа процесса.

Мы привели условную полную схему, но это не означает, что исследования обязательно должны быть выполнены по всей структуре предметного содержания. Исследования (кроме классических) в основном бывают направлены на один из его компонентов. Поэтому цель реферата может быть либо в изучении одного из компонентов, либо в анализе всего предметного содержания, либо в анализе логики исследования того или иного процесса.

В результате составления конспекта будет выработано собственное критическое отношение к теме (проблеме), произойдет пересмотр собственных представлений и первоначальных идей, выработается собственное мышление и навык анализа психологических проблем, накопится содержательный материал, который составит фундамент изучения последующих курсов и основу практической деятельности в качестве психолога.

Написание и оформление

После того как вы законспектировали материал, его необходимо изложить в форме логически связанного текста. Для этого нужно соединить все тезисы, выписанные из различных текстов, в соответствии с осмысленным и структурированным материалом, с аргументацией, а затем приступать к написанию. Реферат должен иметь стандартное оформление:

  1. Титульный лист (номер страницы не ставится);
  2. План (с. 2);
  3. Вводная часть (с. 3);
  4. Основная часть (с. 4 и т.д.);
  5. Выводы;
  6. Список использованных источников.

Объем реферата — не больше 15 страниц, поэтому более подробное членение не обязательно.

Введение занимает 1—1,5 страницы и вводит читателей в курс проблемы. Если сразу трудно его написать, не расстраивайтесь: введение всегда пишут в последнюю очередь, когда уже готово заключение и осталось только придумать, зачем, собственно, вы все это "нагородили".

Написание основной части — это искусство исключения всех неудобных для вас вопросов и максимальное освещение тех аспектов, которые вы сочли для темы более подходящими. В основной части необходимо дать содержательную характеристику законспектированных источников. Из литературы, рекомендованной научным руководством, нужно выбрать основную работу и выписать краткое содержание изложенных в ней концепций, относящихся к вашей теме, указать фамилии их авторов. Весь этот материал делится на несколько категорий (смысловых разделов). Признаков деления также несколько.

Один из подходов — выделение этапов развития исследования проблемы. История исследования любой проблемы насчитывает три этапа. Первый этап — время, когда была высказана некая теория, имеющая отношение к вашей теме (проблеме). Второй этап — период пересмотра этой или выдвижения прямо противоположной идеи. Обычно такое случается, когда авторы первой идеи уже упокоились вечным сном, а новые времена и практика потребовали возвращения к первоначальной теории. Третий этап — появление новых видов практик, а соответственно, и более глубокое проникновение в изучаемую проблему. И так на всем протяжении истории выбранной вами темы. Это вовсе не означает, что вы не можете фактически присоединиться к одному из имеющихся этапов исследования. Можете, но сделать это надо обоснованно. Смысл вашего познавательного вмешательства заключается в том, что никто до сих пор не додумался до элементарных объяснений и теперь, наконец, пришло ваше время приоткрыть завесу тайны.

Другой подход — по точкам зрения. В любой проблеме можно выделить более частные проблемы, которые в разное время становились объектом пристального исследовательского интереса. И к решению этих проблем ученые всегда подходили по-разному. Поскольку исследование подчинено изложенному выше закону трех этапов, здесь выбор также невелик, и авторы высказывают идеи, которые можно свести к двум—трем точкам зрения. Ваша задача — показать их общую несостоятельность и высказать свое мнение по изучаемому предмету. Не беда, если оно почти дословно совпадает с одной из существующих точек зрения. Во-первых, то же самое можно сказать другими словами, а во-вторых, любой нюанс можно расширить, пользуясь исключительно средствами великого и могучего русского языка.

Типовая фраза, завершающая этот раздел: "Таким образом, можно прийти к выводу, что проблема повышения... в XIII (или в каком-то другом) веке остается нерешенной в отечественной литературе". Этот тезис следует проводить вежливо, с максимальным респектом по отношению к предшественникам, но очень твердо. Иначе вас непременно спросят, что же, собственно, нового вы хотели открыть вашим "бессмертным трудом".

Здесь нужно иметь в виду следующее. Любой научный текст должен быть непротиворечиво расчленен на несколько параграфов. Удобный для чтения материал делится не менее чем на три и не более чем на пять параграфов. Если их менее трех, неясно, почему нельзя объединить два оставшихся. Однако если в двух параграфах доказываются два важных тезиса, из которых затем делается вывод, то такое деление вполне оправданно. Если же параграфов больше пяти, структура текста становится дробной, а основные блоки — невыделенными. Надо иметь в виду, что даже пять параграфов в тексте реферата — недопустимая роскошь.

При этом вы не обязаны точно следовать написанному вами плану, а можете творчески перерабатывать и текст, и план, на ходу перекраивая, вставляя выгодные для вас сюжеты и убирая те разделы, которые по тем или иным причинам вы не желаете (не можете) осветить. Выводы должны лаконично и адекватно отражать основные результаты вашей работы и соответствовать выделенным параграфам.

Реферат в печатном и оформленном виде сдается преподавателю для проверки, последующего обсуждения и оценки.