Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 20:15

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психосоматика Алекситимия.

Алекситимия.

Алекситимия - нарушение эмоциональных и познавательных процессов. Страдающие алекситимией больше других склонны к развитию психосоматических заболеваний. Для алекситимии характерно нарушение в эмоциональной, когнитивной и личностной сферах.

Эмоциональная сфера - характерно слабая дифференцированность, неспособность к точному распознаванию и описанию своих эмоций и эмоций других людей.

Недостаточная эмоциональная включенность в объективную ситуацию.

Когнитивная сфера - отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления, слабостью функций категоризации и символизации мышления.

Личностная сфера - характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью, недостаточностью функций рефлексии.

Различают первичную и вторичную алекситимию.

Первичная алекситимия - неразвившаяся способность к осознанию и выражению чувств.

Вторичная алекситимия - развивается в результате доминирования в процессе развития защитных механизмов: избегание, отрицание, изоляция, аффекта.

Алекситимия - по мнению некоторых авторов - устойчивая черта личности, или временная реакция на депрессию или тревогу.

3 механизма развития алекситимии:

  1. Биологическая - генетически запрограммированное свойство нервной системы, связанное с гипертрофированной функцией левого полушария.
  2. Психодинамическая - защитно-изоляционный механизм от хронического травматического опыта.
  3. Бихевиоральная модель - это раннее научение от алекситимии матери, или влияние запретного на эмоции социального окружения.

Выделяют ряд факторов, который способствует развитию алекситимии:

  1. Специфический телесный опыт. Заболевания в раннем детстве, или операция с последующим длительным ограничением активности.
  2. Фиксация внимания семьи на заболевании ребенка. Включение болезни в социальную ситуацию развития семьи в качестве ее центрального звена.
  3. Директивное навязывание больному инвалидного стиля жизни.
  4. Длительное переживание неуспеха в значимой деятельности. Значимо в возрастных кризисах развития.
  5. Ограниченность эмоционального опыта спектром негативных эмоций.
  6. Неспособность собственного вмешательства в обстоятельства жизни.