Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 20:19

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психология семейных отношений Родительско-детские отношения

Родительско-детские отношения

С.Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:

  1. матери легко приспосабливаются к потребности ребенка. Поведение матери - поддерживающее. В современной культуре - замена господствующего родительского стиля. Ведущий стиль - как социализирующий. Стиль родительских отношений - поддерживающий. Роль фасилитатора - раскрытие в ребенке чего-то.
  2. матери старались сознательно приспособиться к потребностям ребенка. В поведении с ребенком - напряженность и доминантность.
  3. нет большого интереса к общению с ребенком. В основе - чувство долга.
  4. непоследовательные матери. Вели себя несообразно возрасту и потребностям ребенка. Требования к ребенку не соответствуют возрасту.

Д.Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными

  1. родительский контроль
  2. родительские требования, побуждающие к зрелости.
  3. способы общения с детьми
  4. эмоциональная поддержка

Существует несколько типологий воспитания

1. Курт-Ливин выделил 3 типа воспитания

  • авторитарное
  • демократическое
  • попустительское

Оказалось, что авторитарный и демократический стили готовят ребенка к разным взаимоотношениям в социуме. Они взаимодополняемы. Демократический стиль - взаимоотношения по горизонтали - дети в саду, сослуживцы. Авторитарный стиль - взаимоотношения по вертикали - с начальником, со старшим.

В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания

  1. неприятие и эмоциональное отвержение
  2. гиперсоциализация - при этом типе воспитания у ребенка формируется ориентация на внешнюю оценку
  3. эгоцентрический тип - нежелание ни с кем считаться.

Обобщенный тип - наиболее часто встречающийся тип воспитания

Юстицкий, Эйдемиллер

Гиперпротекция (протекция - опека):

  • доминирующая гиперпротекция - похожа на авторитарное воспитание
  • потворствующая гиперпротекция - плотная опека - некритичная опека. Удовлетворение потребностей и капризов

Гипопротекция ( безнадзорность).

  • эмоциональное отвержение - родители показывают, что они не любят ребенка
  • условия жестоких взаимоотношений - физическое наказание, насилие

Повышенная моральная ответственность - когда родители сами не реализованы и пытаются в ребенка вложить все.

Недостаток типологии:

  1. нет единого основания для выделения типов
  2. гармоничное, благоприятное воспитание - недосказано в этой типологии.

Семейное воспитание - как любая деятельность имеет свою мотивацию. Обычно:

  1. воспитание - как удовлетворение потребности в общении
  2. воспитание - как реализация потребности в смысле жизни
  3. воспитание - как формирование определенных качеств
  4. воспитание - потребность в реализации определенной системы (воспитание по Споку, православное воспитание)

Наиболее желательная для ребенка мотивация воспитания:

- это счастливая, творческая и полезная людям жизнь самого ребенка

Родитель выступает для ребенка:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки
  • как властная инстанция
  • как образец для подражания
  • как друг и советчик

В разном возрасте ребенку нужны в большей мере те или иные выступления взрослого:

  • как источник власти родитель для ребенка в дошкольном возрасте
  • как образец для подражания - для старших дошкольников и младших школьников
  • для подростков - родитель может быть другом и советчиком.

Дружескому общению соответствуют некоторые модели поведения - что говорить и как донести информацию.

Концепция Эрика Эриксона

  1. стадия - доверия, базовое доверие к миру. Задача родителей: дать понять, что ребенка любят и о нем заботятся. Доверие к себе самому. Окружение благоприятное. Самое главное - закладывается базовое доверие к окружающему миру. Ранний возраст - самостоятельность против стыда и сомнения. Оправданы запреты, когда ребенок создает ситуацию, угрожающую здоровью и жизни. Формирование чувства стыда: формирование у ребенка навыков опрятности.
  2. стадия: Возраст от 1 года до 3 лет: ребенок приобщается предметному миру.
  3. стадия - игровой возраст - сенситивный период развития воображения. Родители не понимают возрастных особенностей ребенка. Одна из проблем - развитие познавательной активности ребенка. Существуют оптимальные формы поведения: любопытство - для ребенка раннего возраста; в дошкольном возрасте - познавательная активность, узнать что-то новое, предпосылки готовности к школе. Родители остаются внешним источником познавательной мотивации.
  4. стадия - школьный возраст. Отношение родителя к школьным успехам ребенка: при неадекватном отношении - паническая боязнь ошибки, и как следствие возникающий невроз. Порочные круги образуются чаще во взаимоотношениях мальчиков с родителями, чем у девочек. Социализация мальчиков проходит более жестко, чем у девочек. Требования к хорошей учебе для мальчиков более жесткие. Во взаимоотношениях младших школьников и родителей, и младших подростков формируется рефлексивная самооценка. Дети начинают видеть разницу между тем, как их оценивают родители, и как они сами себя оценивают.

"Эмансипация самооценки" Божович

Взаимоотношения родителей с подростками.

Задача - перераспределение полномочий в семье.

Типично - родители дают детям больше обязанностей, но прав остается столько же. Дети добиваются своего, но и обязанностей по дому прибавляется.

Фрустрация чувства взрослости. У фрустрации есть источники - те формы, в которых протекают родительско-детские отношения. Родители меняют эти формы с большим трудом. Те формы, в которых родитель говорит о достижении своих детей в 5 и 9 классах одинаковы. Но описание недостатков все более тонкие и точные. Слова в позитиве и в негатив должны быть одинаковы.

Насколько чувство взаимоотношения общения ребенка (подростка) с родителями удовлетворено, настолько будет проявляться подростковый кризис.

Проблема автономизации: решается настолько легко, насколько подростку удалось решить задачи взаимоотношений в подростковом возрасте.