С.Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
Д.Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- родительский контроль
- родительские требования, побуждающие к зрелости.
- способы общения с детьми
- эмоциональная поддержка
Существует несколько типологий воспитания
1. Курт-Ливин выделил 3 типа воспитания
- авторитарное
- демократическое
- попустительское
Оказалось, что авторитарный и демократический стили готовят ребенка к разным взаимоотношениям в социуме. Они взаимодополняемы. Демократический стиль - взаимоотношения по горизонтали - дети в саду, сослуживцы. Авторитарный стиль - взаимоотношения по вертикали - с начальником, со старшим.
В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- неприятие и эмоциональное отвержение
- гиперсоциализация - при этом типе воспитания у ребенка формируется ориентация на внешнюю оценку
- эгоцентрический тип - нежелание ни с кем считаться.
Обобщенный тип - наиболее часто встречающийся тип воспитания
Юстицкий, Эйдемиллер
Гиперпротекция (протекция - опека):
- доминирующая гиперпротекция - похожа на авторитарное воспитание
- потворствующая гиперпротекция - плотная опека - некритичная опека. Удовлетворение потребностей и капризов
Гипопротекция ( безнадзорность).
- эмоциональное отвержение - родители показывают, что они не любят ребенка
- условия жестоких взаимоотношений - физическое наказание, насилие
Повышенная моральная ответственность - когда родители сами не реализованы и пытаются в ребенка вложить все.
Недостаток типологии:
- нет единого основания для выделения типов
- гармоничное, благоприятное воспитание - недосказано в этой типологии.
Семейное воспитание - как любая деятельность имеет свою мотивацию. Обычно:
- воспитание - как удовлетворение потребности в общении
- воспитание - как реализация потребности в смысле жизни
- воспитание - как формирование определенных качеств
- воспитание - потребность в реализации определенной системы (воспитание по Споку, православное воспитание)
Наиболее желательная для ребенка мотивация воспитания:
- это счастливая, творческая и полезная людям жизнь самого ребенка
Родитель выступает для ребенка:
- как источник эмоционального тепла и поддержки
- как властная инстанция
- как образец для подражания
- как друг и советчик
В разном возрасте ребенку нужны в большей мере те или иные выступления взрослого:
- как источник власти родитель для ребенка в дошкольном возрасте
- как образец для подражания - для старших дошкольников и младших школьников
- для подростков - родитель может быть другом и советчиком.
Дружескому общению соответствуют некоторые модели поведения - что говорить и как донести информацию.
Концепция Эрика Эриксона
- стадия - доверия, базовое доверие к миру. Задача родителей: дать понять, что ребенка любят и о нем заботятся. Доверие к себе самому. Окружение благоприятное. Самое главное - закладывается базовое доверие к окружающему миру. Ранний возраст - самостоятельность против стыда и сомнения. Оправданы запреты, когда ребенок создает ситуацию, угрожающую здоровью и жизни. Формирование чувства стыда: формирование у ребенка навыков опрятности.
- стадия: Возраст от 1 года до 3 лет: ребенок приобщается предметному миру.
- стадия - игровой возраст - сенситивный период развития воображения. Родители не понимают возрастных особенностей ребенка. Одна из проблем - развитие познавательной активности ребенка. Существуют оптимальные формы поведения: любопытство - для ребенка раннего возраста; в дошкольном возрасте - познавательная активность, узнать что-то новое, предпосылки готовности к школе. Родители остаются внешним источником познавательной мотивации.
- стадия - школьный возраст. Отношение родителя к школьным успехам ребенка: при неадекватном отношении - паническая боязнь ошибки, и как следствие возникающий невроз. Порочные круги образуются чаще во взаимоотношениях мальчиков с родителями, чем у девочек. Социализация мальчиков проходит более жестко, чем у девочек. Требования к хорошей учебе для мальчиков более жесткие. Во взаимоотношениях младших школьников и родителей, и младших подростков формируется рефлексивная самооценка. Дети начинают видеть разницу между тем, как их оценивают родители, и как они сами себя оценивают.
"Эмансипация самооценки" Божович
Взаимоотношения родителей с подростками.
Задача - перераспределение полномочий в семье.
Типично - родители дают детям больше обязанностей, но прав остается столько же. Дети добиваются своего, но и обязанностей по дому прибавляется.
Фрустрация чувства взрослости. У фрустрации есть источники - те формы, в которых протекают родительско-детские отношения. Родители меняют эти формы с большим трудом. Те формы, в которых родитель говорит о достижении своих детей в 5 и 9 классах одинаковы. Но описание недостатков все более тонкие и точные. Слова в позитиве и в негатив должны быть одинаковы.
Насколько чувство взаимоотношения общения ребенка (подростка) с родителями удовлетворено, настолько будет проявляться подростковый кризис.
Проблема автономизации: решается настолько легко, насколько подростку удалось решить задачи взаимоотношений в подростковом возрасте.