Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 20:00

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Малоформализованные методы в психодиагностике.

Малоформализованные методы в психодиагностике.

1. Методы наблюдения

Самонаблюдение как источник и вариант наблюдения.

  1. требования к методу наблюдения выдвинуты Басовым.
  2. естественный эксперимент как вариант систематизированного наблюдения
  3. карта наблюдений Стотта

2. Методы беседы. Беседа как диагностический метод в индивидуальном консультировании.

Методы диагностики личности.

Используются особые методы:

  • опросники
  • проективные методы

Опросники

Самый первый метод в психодиагностики. Были заимствованы из естествознания.

Задания представлены в виде вопросов и утверждений.

Получают информацию об испытуемом с его собственных слов.

Теоретической основой является интроспекционизм. Главный метод для изучения психических явлений и процессов - интроспекция.

Опросники - это вид самонаблюдения, разновидность интроспекции.

Первые психодиагностические опросники - Френсис Гальтон.

Но они использовались для анализа познавательной сферы человека (зрительное восприятие, память, зрительные образы)

Прототип личностного опросника разрабатывался Р.Вудвортсом. В 1919 году. Это был "Бланк данных о личности".

Использовался для отсеивания с воинской службы лиц с невротическими симптомами. Сейчас психодиагностика использует только личностные опросники (для всего остального - тесты).

Проективный метод.

1 линия

Ассоциации - ввел Аристотель.

Ассоцианизм рассматривает ассоциацию. На базе ассоцианизма разработан метод свободных ассоциаций.

  • субъективно-идеалистический подход. Юм и Беркли. Связь идей и сознания не имеет реального основания. Связь - по правилам самого сознания.
  • материалистический подход. Гартли. Ассоциация - связь идей в сознании. Связь соответствует связи материалистических процессов в нервной системе.

Метод изобретен Фр.Гальтоном. В разных вариациях используется в психодиагностике. Этим методом изучаются интересы, установки, основные потребности.

Метод свободных словесных ассоциаций: аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т.д.

В 1928 году Пейном разработана методика завершения предложения.

Психоанализ

2 линия

Главное - бессознательное (скрытый двигатель личности, идущий изнутри организма)

Разум играет роль маскировочного организма. Для этого нужны особые методики: направление разума на выполнение особых заданий, чтобы снять эту "маскировку".

1. методика чернильных пятен Г.Роршаха (был художником).

в 1921 году - "Психодиагностика" - триумф проективных методов. Зная, что Леонардо да Винчи долго наблюдал за облаками на небе, подтеках на стенах, Роршах вывел "чернильные пятна" в середину белого листа, складывал его и получал симметричные пятна. Спрашивал испытуемых, на что они похожи. Работал в больнице у Беркли психиатром.

Удалось вывести из пятен 10 таблиц - ответы, на которые различали здоровых и больных. Вопросы к изображениям: "На что это похоже?", "Что это такое?".

Используется до сих пор в неизменном виде.

2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Стимульный материал - 30 таблиц, допускающих неопределенные ситуации, которые могут по-разному трактовать и один чистый лист, где испытуемый должен изобразить что-то свое.

Рассказы о героях на таблице, что с ними происходит, что будет происходить.

Термин проекция использован в 1939 году Франком для названия этих методик.

К настоящему моменту психодиагностика за рубежом имеет огромное количество методик для решения практических задач, которые интенсивно используют.