Этические нормы и стандарты психодиагностики разрабатывались за рубежом (нельзя использовать методики без специального обучения).
Это связано с тем, что работа психодиагноста сложна и разнообразна.
Психодиагностика - прикладная область психологии.
Психодиагност начинает работу с практического запроса - решить практическую проблему с помощью определенных методик.
1. Это сформулировано на обыденном житейском языке, поэтому этот практический запрос нужно превратить в психологическую проблему и решить научно.
2. Нужно собрать предварительную информацию о человеке или о группе, необходимую для решения проблемы:
- очень часто это анамнез - биография, история жизни человека
- узнать семью, сведения о семье, ближайшем окружении, получить медицинское заключение
- информация об успешности выполнения ведущей деятельности лица
Предварительная информация используется для выдвижения гипотез в отношении того, как следует решать психологическую проблему.
3. Формулирование гипотез и выбор диагностических методов для их проверки (методики)
4. Само диагносцирование, обработка результатов и их анализ
5. Формулирование основных выводов и заключений, вытекающих из полученных результатов и предварительный прогноз на основе сделанных выводов.
6. Определение, что полезно сделать в отношении продиагносцированного лица.
Определяется характер психологически полезных воздействий (коррекция, развивающие меры, консультация, тренинги, психотерапия).
Самый сложный этап - выбор адекватных методик поставленной психологической проблеме. Адекватную по содержанию и высокого качества методику. Для этого надо знать психометрические параметры, что за ними скрывается.
Труден этап интерпретации выводов - нужно понимать сущность методики, владеть психологическими знаниями очень глубоко.