Слово "тест" означает испытание, проверка, диагностическая методика.
Тестирование и тестология - диагносцирование и диагностика.
Слово тест у нас ассоциировалось с методикой Бине-Симона и Стенфорд-Бине.
Специфические особенности теста.
Тестом называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего:
- Количественных психоиндивидуальных различий. Л.Кронбах - тесты предназначены описывать индивидуальные психологические различия с помощью количественной шкалы. Штерн в 1911 году описывал требования к тестам. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.
- Тест представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.
- Выполнение тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.
- Стимульный материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.
Какие бывают тесты?
Критерии классификации тестов:
- цель тестирования
- содержание
- форма тестирования.
1. По цели различают тесты:
- тесты для отбора
- тесты для распределения
- тесты для классификации
2. По содержанию:
- тесты общих способностей:
- тесты интеллекта
- тесты креативные
- тесты специальных способностей
- тесты личности
- тесты достижений
- критериально-ориентированные тесты
Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).
Критериально-ориентированные тесты - это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.
Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).
3. По форме тесты бывают - индивидуальные и групповые:
- вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)
- бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.
- аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)
- компьютерные
Проективные методы.
Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Специфические особенности методик.
Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.
Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.
Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.
Он описал основные принципы проективной диагностики.
В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.
В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" в другом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.
Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.
Группы проективных методик.
Впервые выделены Франком.
I. Конститутивные методики (методики структурирования).
Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.
Например:
- методика чернильных пятен Роршаха.
- тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)
Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.
Два этапа обследования:
- из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
- испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.
II. Конструктивные методики (методики конструирования).
- В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.
- По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).
В качестве критерия оценки используется:
- количество людей
- количество категорий
- какие модели выбраны первыми
- оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
- большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.
В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.
Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).
Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.
Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.
III. Интерпретативные методики
Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.
- ТАТ - тематический апперцептивный тест
- Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
- Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:
- садизм
- эпилепсия
- истерия
- кататония
- шизофрения
- депрессия
- мания
- гомосексуализм
Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.
Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).
Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.
Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.
Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.
Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.
IV. Катактические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Пример: психодрама. Разработана Джекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.
Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.
Катарсис - эффективное отреагирование.
Методика тест кукол (у нас не используется).
Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.
Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)
V. Экспрессивные методики.
Рисование на свободную или заданную тему.
"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".
Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...
Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.
Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).
Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.
Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.
В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.
VI. Импрессивные методики.
Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.
Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).
На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.
Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.
Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.
Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.
В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.
Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.
VII. Аддитивные методики.
Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.
Опросники.
Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
- Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
- Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
- Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
- личностные опросники - дают информацию о личности:
- типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
- опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:
- многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
- опросники мотивации
- опросники интересов
- опросники ценностей
- опросники установок
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы - начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.
Основные проблемы, связанные с опросниками:
I. Конструирование
В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.
Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.
Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.
Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.
При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.
По форме вопросы:
- закрытые - имеют варианты ответов
- открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.
Три типа закрытых вопросов:
- дихотомический (два возможных ответа)
- альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
- ресторанный
Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться
II. Интерпретация
Проблема интерпретации результатов.
Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?
Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.
Это может быть бессознательная тенденция.
Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.
Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.
Приемы выявления достоверности ответов:
- использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
- Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)