Невербальных интеллектуальных тестов меньше, чем вербальных интеллектуальных тестов.
Чтобы продиагностировать интеллектуальные способности человека нужно использовать вербальные тесты. Невербальные интеллектуальные тесты применяются в тех случаях, когда нельзя применить вербальный интеллектуальный тест. Это дети с недостаточно развитой речью (дети с дефектами речи, неграмотные люди, иностранцы).
За рубежом тестирование лиц из неблагоприятных условий развития (заключенные - страдает языковое развитие). Применяется в случаях оценки наглядного мышления (художники, конструкторы, архитекторы). К невербальным интеллектуальным тестам относятся тесты действия. Чтобы выполнить задание нужно что-то сделать руками; шкалы развития младенцев, тесты свободные от влияния культуры.
Тесты действия.
В 1866 году разработаны психиатрами. Эдуард Сеген.
Тест воспроизведения прежнего порядка на доске (доски форм Сегена). Стимульный материал - доски с отверстиями, в которых вложен предмет. Цель - дифференцирование разных уровней умственной отсталости детей.
5 досок:
1-ая доска - в отверстиях расположены 10 предметов. Психолог предлагает ребенку посмотреть на доску (10 секунд). Затем все предметы высыпают из отверстий. Нужно воспроизвести прежний порядок расположения. Следует показательное выступление и определяется лучшее время выполнения задачи (всего дается 3 попытки).
2-ая доска - на ней фигуры состоят из двух частей, которые при переворачивании рассыпаются.
Далее фигуры рассыпают на большее количество частей.
Лабиринтные тесты.
В 1914 году - первый лабиринтный тест (Портеус). На листах бумаги изображены лабиринты, далее следует возрастание трудности. Задание - нарисовать путь или от входа до выхода или путь от центра лабиринта.
Шкалы развития младенцев.
Методика, с помощью которой можно оценить степень развития ребенка периода младенчества. Чаще от 0 до 18 месяцев, и 24 месяцев.
Главный принцип - принцип естественного поведения ребенка и естественных ситуаций. Диагностику проводят в привычной для ребенка обстановке, в присутствии матери. Психологами используются стандартизированные схемы наблюдения.
Шкалы развития.
Психолог должен наладить контакт с малышом. Ребенок должен привыкнуть к психологу. Все шкалы развития охватывают широкий спектр: социальное поведение, познавательное поведение, общение.
Шкала развития Гезелла.
Гезелл провел лонгитюдные исследования на большом количестве младенцев. Составлены специальные таблицы развития. Эти таблицы развития охватывают 4 основные сферы поведения.
- моторику
- язык
- адаптивное поведение
- личностно-социальное поведение
Таблицы развития предназначены для диагностики детей от 4 недель до 6 лет. Это подробное словесное описание всех 4 сфер поведения, типичного для детей разного возраста. Словесное описание дополнено рисунками типичных форм поведения. С ними сопоставляются данные в процессе наблюдения. Психолог наблюдает, потом беседует с матерью.
Шкала развития младенцев Лешли.
Шкала развития младенцев - это определенные схемы наблюдения. В процессе наблюдения нужно заполнять специальные карточки развития. В карточке учитывается:
- физическое развитие (умение ребенка двигаться, переворачиваться, поднимать голову, сидеть...)
- описание общения, понимания им речи (прислушивается, понимает...)
- социальное развитие и игра
- описание самостоятельности и независимости ребенка
- степень непоседливости ребенка или спокойствия (степень концентрации, преодоление трудностей)
Эти карточки развития сопоставляются с описанием этих же показателей у детей того же возраста. Психолог оценивает - насколько особенности ребенка в карточке развития совпадают с типичными. Информация о ребенке сравнивается с карточками развития одного и того же ребенка, заполненные на него в развных возрастах.
Шкала развития ребенка Нэнси Бейли (60-е гг.)
Шкала развития ребенка Нэнси Бейли включает 3 субшкалы:
- шкала умственного развития
- шкала моторного развития
- шкала запись поведения младенца.
Для детей в возрасте от 2 месяцев до 2,5 лет.
- Шкала умственного развития описывает: восприятие, память, обучаемость, зачатки словесного общения, простейшие мыслительные решения.
- Шкала моторного развития оценивает макромоторные навыки: умение стоять, ходить, подниматься по ступенькам, умение двигать руками и пальцами
- Оценочная шкала заполняется психологом после проведенной работы по шкалам умственного развития и шкалам моторного развития. Предназначается для оценки разных аспектов развития личности ребенка: эмоциональной реакции, социального поведения. Настойчивость, целеустремленность. Использование в основном за рубежом. Стандартизирована на большой группе детей. Имеет большие показатели надежности. У нас таких шкал нет. Основные цели на Западе - как можно раньше выявить возможные отклонения в психическом развитии. Больше возможностей помочь ребенку.
Корреляция показателей шкал развития младенца с показателями настоящих тестов уже выросших - крайне низки. Шкалы развития младенца нельзя назвать оценкой интеллектуального уровня младенца. Они оценивают разные стороны психологического развития, социальные навыки. Но о мышлении ничего нет.