Амтхауэр Рудольф (Amthauer R.), родился в 1920 году - немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики.
В исследованиях Р.Амтхауэра большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью. Существенным вкладом в практику психологической диагностики явилась разработка Амтхауэра интеллекта структуры теста, получившего широкое распространение.
Тест Амтхауэра.
Групповой тест Амтхауэра предназначается для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года (Amthauer, 1953). Автор ставил перед собой задачу разработать такой метода, который мог бы использоваться для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Среднее значение взаимных корреляций методу этими факторами в тесте равно 0,36. Тест был разработан в трех параллельных формах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, ЗНКЧОК=10. Надежность теста равна 0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при повторном тестировании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам 0,50). Валидность теста по критерию успешности обучения в школе равна 0,62.
В тест Амтхауэра входят следующие субтесты:
- на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских);
- на классификацию понятий;
- на установление аналогий;
- на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение);
- на умение решать простые арифметические задачи;
- на умение находить числовые закономерности;
- на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости;
- на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур;
- на заучивание слов
Каждый субтест, за исключением четвертого, состоит из 20 заданий, в четвертый субтест входят 16 заданий.
Например:
Задания 1-го субтеста представляют собой предложения, в каждом из которых пропущено одно слово. Испытуемому необходимо из пяти данных на выбор слов подобрать то, которое подходит по смыслу:
- Противоположностью понятия "верность" является понятие:
- любовь
- ненависть
- дружба
- предательство
- вражда
Во 2-м субтесте испытуемому предлагалось из пяти данных слов вычеркнуть одно, не подходящее к остальным четырем, которые являются сходными по определенному признаку:
- рисунок
- картина
- графика
- скульптура
- живопись
В 3-м субтесте испытуемый должен был установить аналогию: дерево, строгать, железо:
- чеканить
- сгибать
- лить
- шлифовать
- ковать
В 4-м субтесте требовалось отыскать родовое и видовое понятие, объединяющее предлагаемые слова: дождь-снег, правильным понятием будет "осадки".
В 5-м субтесте содержит арифметические задачи:
Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?
В 6-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, построенные по определенным правилам:
6 9 12 15 18 21 24 ?
В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения плоских геометрических фигур, разрезанные на несколько частей. Необходимо было мысленно соединить части фигуры и определить, какая фигура получится в результате.
В 8-м субтесте испытуемому предъявлялись изображения кубиков с различно обозначенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неизвестные испытуемому грани. Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.
Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут. Целиком весь этот тест проводится за 90 минут (два урока без перерыва). Тест групповой, подготовлен в двух формах - А и Б. Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследование проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции, разбирает примеры, следит за временными интервалами; другой - контролирует правильность заполнения бланков ответов, правильность переворачивания страниц тестовой тетради и т.д.
Таким образом, тест состоит из вербальных, числовых и пространственных субтестов. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Амтхауэр предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых по успешности выполнения отдельных субтестов. Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагает следующее: если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности, если же по следующим пяти субтестам - то практические способности. Мы, приступая к работе с тестом, исходили из того, что он выявляет интеллектуальные способности, сложившиеся у испытуемых в конкретных условиях обучения и воспитания.