Умственное развитие - рассматривается как динамическая система, которая зависит от усвоения общего опыта, так и от созревания органической основы (нервной системы).
При стихийном, неорганизованном развитии уровень низкий. Задача: выявить уровень умственного развития у каждого. Индивидуальный уровень может сильно отличаться от возрастных показателей. Психологи обращаются к умственной деятельности детей, осуществляется в процессе учебной деятельности.
1. Характеристики учебной деятельности детей:
- способность усваивать знания и приемы учебной работы (Ананьев)
- обучаемость, которая характеризуется темпом усвоения знаний (Колмакова)
- способность к переносу мыслительных операций, усвоенных на одном учебном материале на другой учебный материал (Кабанова-Меллер)
- показателями уровня умственного развития могут выступать показатели некоторых психологических процессов, которые участвуют в образовательном процессе (мнение некоторых психологов)
- показателями уровня умственного развития могут выступать знания и мыслительные операции (Леонтьев и др.)
- в качестве показателя уровня умственного развития могут выступать сформированность теоретического мышления - умение оперировать содержательными обобщениями (Эльконин, Давыдов)
- показателями уровня умственного развития могут быть усвоение и применение логических суждений (Поспелов)
- показателем уровня умственного развития может быть использование символического плана. Функция замещения объектов символами (Салмина)
- показателем уровня умственного развития может выступать анализирующее наблюдение (Занков)
- способность действовать в уме, составлять внутренний план действий (Пономарев)
- развитие творческого мышления
- умение творчески преобразовывать материал в проблемной ситуации (Тихомиров)
- прогнозирование и целеполагание (Брушлинский)
- интеллектуальная инициатива - как способность продолжать умственную деятельность за пределами того, что требуется конкретной задачей (Богоявленская)
Ни один из этих показателей не является исчерпывающим. Ни один не отражает полностью когнитивной сферы. Сложно подыскать универсальный показатель для измерения уровня умственного развития. Показатель уровня умственного развития (Леонтьев, Гуревич, Брушлинский...) - рассматривают как функцию накопленного фонда знаний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение этих знаний. По содержанию мышления, по способам мышления, по формам мышления можно судить об уровне умственного развития индивида.
Тесты умственного развития.
С одной стороны перевод западных тестов, а с другой стороны работали наши специалисты. Л.А.Венгер - руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания, разработал первые методики интеллектуального развития для дошкольников.
Разработка велась на научных исследованиях, которые занимались интеллектуальными характеристиками дошкольников - Леонтьев, Запорожец, Эльконин, Гальперин, Подьяков. Венгер проанализировал, что в основе умственного развития дошкольника лежит овладение разными познавательными действиями.
Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:
- 3 типа перцептивных действий,
- 2 типа мыслительных действий.
Перцептивные действия - действия идентификации, действия отнесения к эталону, перцептивное моделирование.
Мыслительные действия - действия на построение и применение схематизированных образов, действие по выделению и соотнесению существенных параметров объектов.
Диагностика умственного развития дошкольников.
- Стимульный материал - квадраты 5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков. Квадраты расположены определенным образом на листе. Лист предоставляется ребенку. Психолог предъявляет по очереди квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.
- Отнесение к эталону. На отдельных карточках показаны объекты, на каждой свой. № конверта с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку, получившему картинку, нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект.
- Перцептивное моделирование. На листах изображены сложные фигуры из нескольких частей. Давались детали этой сложной фигуры и ребенок должен сложить фигуру в соответствии с листом.
- Действие по образцу. На рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Конверт со схемой, на которой указан путь. Ребенок должен понять, на каком рисунке дорожка, как в конверте
- Задание на обобщение.
Школьный тест умственного развития - ШТУР.
Построена на концепции социально-психологических нормативов. Согласно концепции психического развития каждый человек формируется под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому представителю. Чтобы не быть отторгнутым человек должен соответствовать этим требованиям.
Требования общества к психическому развитию индивида.
Социально-психологические нормативы - концепция на базе отечественной психологии.
Леонтьев о развитии - это процесс присвоения индивидом достижений предшествующих поколений.
Выготский о нормативности умственного развития - интеллектуальный уровень нужно соотносить с требованиями, предъявляемыми к ребенку школой.
Требования социально-психологических нормативов существуют в виде образовательных программ, квалификационных профессиональных характеристик, в традициях, воспитании и обучении. Социально-психологические нормативы отражают разнообразные аспекты психологического развития: нравственного и эстетического. Социально-психологические нормативы - историчны, меняются с изменением общества. Система социально-психологических нормативов - дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Нормативы умственного развития учащихся, школьников протекают под воздействием системы требований школьного обучения в учебно-образовательных программах. На этом основана концепция тестов умственного развития школьников. Социально-психологические нормативы - это не предел развития, это некий обязательный уровень для каждого индивида на определенном этапе. Введение социально-психологических нормативов - изменило подходы к построению диагностических методик.
В 1986 году вышел школьный тест умственного развития - ШТУР.
1. ШТУР отличается от традиционных интеллектуальных тестов. Основная идея - использование в методике школьных понятий. Содержание заданий взято из 3-х циклов:
- общегуманитарных знаний
- физико-математических
- естественнонаучных
Все эти дисциплины взяты приблизительно в равных пропорциях.
2. Особый способ репрезентации диагностирования. Тесты анализируются с опорой на социально-психологический норматив, а не на статистику. Посредством теста выясняется, насколько школьник соответствует социально-психологическим нормативам. Таким образом, ШТУР демонстрирует, каким образом вести коррекционную деятельность, опираясь на особенности того или иного ученика. Такие тесты указывают направление коррекционной работы. К чему следует вести ученика в процессе работы. ШТУР рассчитан на учеников с 7 по 11 класс. ШТУР - групповой тест, внешне похож на традиционные интеллектуальные тесты. Существуют 2 формы теста: А и Б - для соседей по парте. ШТУР состоит из 6 субтестов - все вербальные. ШТУР проверен на надежность и валидность диагностическим путем сопоставления со школьной успеваемостью. Коэффициент корреляции на уровне 0,53.
6 субтестов ШТУР:
1, 2 - на общую осведомленность, для выявления внешкольных факторов:
- общение со взрослыми
- внешкольная деятельность
- чтение газет, книг
3 - на аналогии
4 - классификации
5 - обобщение
6 - числовые ряды
7, 8 - пространственное представление, мышление