Медник использовал такой прием: к трем словам не связанным друг с другом, которые были произнесены вслух, нужно найти четвертое, связанное со всеми тремя.
Беррон предлагал: заштриховывать фигуры, имеющие разные формы, расположенные по степени предпочтительности. По Беррону - творческие личности предпочитают сложные фигуры. Не творческие личности - простые, симметричные фигуры.
К басням, не имеющим конца, психологи предлагали придумать окончание и мораль.
Первые тесты по выявлению креативности разработаны Гилфордом.
Южнокалифорнийские тесты Гилфорда. Построены на концепции Гилфорда, на модели интеллекта. Умственную операцию, которая образует основу креативности нужно проверять по 4 типам содержания:
- изобразительное
- семантическое
- поведенческое
- символическое
Разработать задания таким образом, чтобы получать разные типы результатов. 4 на основе изобразительного содержания, 10 на семантическое и символическое содержание (например: легкость словоупотребления, легкость в использовании ассоциаций...). Тесты на креативность ориентированы на взрослых, начиная со старших классов. Все тесты имеют низкие показатели валидности и надежности. По этой причине не используются для практических целей. Неудача связана с тем, что Гилфорд не учел личностный аспект креативности, он измерял мышление.
Наиболее известные методики Поля Торенса. Нужно ориентироваться не на результат выполнения теста, а фиксировать сам процесс выполнения. Его тесты построены почти как у Гилфорда. Показатели, параметры были теми же, что у Гилфорда (беглость, гибкость...). Но Торенсу удалось создать тесты высокой надежности, валидности, так как он не пытался разработать факторных чистых тестов, которые диагностируют только одну способность, например - креативность. Творческий процесс - сложный, разделить его невозможно.
Торенс в 1966 году разработал 12 тестов "Творческого мышления". Они сгруппированы в вербальную изобразительную, звуковую шкалы:
- вербальная - оценивает вербальное творческое мышление
- изобразительная - оценивает изобразительное творческое мышление
- звуковая - оценивает словесно-звуковое творческое мышление
Нужно создать творческую обстановку. Тесты проводить в виде игровых занятий. Торенс предлагает диагностировать испытуемых, начиная с 5 лет, далее вся школа и взрослые. Каждая батарея тестов имеет две эквивалентные формы.
Тест на оценку вербального творческого мышления. Состоит из 7 субтестов:
- задание - "Задайте вопросы", любые вопросы, но не простые.
- задание - "Отгадайте причины", перечислите большое количество причин того, что произошло
- задание - "Отгадайте последствия"
- задание - "Плоды усовершенствования", придумать больше интересных и необычных способов изменения известного в быту предмета
- задание - "Необычное употребление" известного в быту предмета
- задание - "Необычные вопросы" к усовершенствованному предмету из 5 задания
- задание - "Давайте представим" необычную ситуацию и большое количество догадок о возможных последствиях этой ситуации
Тест на оценку словесно-звукового мышления. Состоит из 2 субтестов, которые проводятся с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры.
1 субтест - звуки и образы, узнать звуки
2 субтест - состоит из 9 слов, слова повторяются 4 раза
Ответы на этот тест оцениваются только по оригинальности
В 1980 году - Торенс предложил тест креативности, проявляемый в действиях и движениях для дошкольников. Задания созданы таким образом, чтобы дошкольники могли проявить креативность мышления в закрытом помещении.
Фигурный тест Н.Б.Шумаковой. Стандартизирован на наших школьниках. Проверен на надежность и валидность. Методика состоит из 3 заданий: можно выполнять групповым способом. Для детей от 8 лет. Каждому испытуемому выдают цветные карандаши или фломастеры, ручку, ластик, клей и тестовую тетрадь. На первой странице ребенок записывает информацию о себе. После этого психолог дает общие инструкции к тесту.
- задание. Наклеить фигуру на белом листе и на основе фигуры нарисовать рисунок. Дать оригинальное название. 10 минут дается на все.
- задание. Незаконченные фигуры. Нарисовать неординарную картинку. Дать название. 10 минут.
- задание. Изобразить на листе:
- линии
- круги
При этой диагностике лучше использовать одну форму. Не боясь списывания. У испытуемых не возникает желание срисовывать. Нужно нарисовать то, чего нет у других. Обработка теста представляет особые сложности. Удобнее приспособиться, натренироваться на одной форме. Обработка начинается с 1 задания. Психолог должен установить стоил ли оценивать это задание. Соответствие инструкции. Нарисована ли картинка на основе наклеенной фигуры. Анализ начисления баллов по 1 заданию. Баллы начисляются по оригинальности по разработанности. Нужно открыть руководство к методике: список 1 , задание 1. Все ответы испытуемых, на которых апробировалась методика, занесены сюда и напротив каждого результата - количество баллов.
- Если ответ встречался в 5% - 25 человек, или у большего количества испытуемых, то за оригинальность - 0 баллов.
- Если ответ от 4% и почти до 5% случаев, от 20 до 24 человек - оценка за оригинальность - 1 балл.
- Если от 3% почти до 4% - 2 балла.
- Если от 1% почти до 2% - 3 балла.
- Если меньше 1% - 5 баллов.