Тесты пространственного мышления диагностируют умение школьников оперировать формой, величиной и пространственным соотношением объектов.
Состоит из 15 видов заданий, каждое задание построено на учебном материале: геометрия, черчение, рисование. Пространственное мышление диагностируется в процессе создания образа и оперирования образом. На создание образа предназначается 6 заданий и 49 заданий на оперирование образами. В каждом виде заданий по 2 задачи. Первая задача - более простая, вторая задача - более сложная. Этот тест можно использовать как групповой. Существуют две параллельные формы А и Б для соседей по парте. Методика проверена на надежность и валидность. Хорошо себя зарекомендовала.
Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами.
Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами предназначен для школьников, начиная с седьмого класса. Цели - оценить умение оперировать геометрическими объектами. Стимульный материал: плоские геометрические фигуры. Тест состоит из трех субтестов, в каждом из которых по 12 заданий. Внутри субтеста каждое последующее задание сложнее предыдущего. Первый субтест - аналогии, второй субтест - классификации, третий субтест - закономерности построения.
Тест на сформированность естественнонаучного мышления.
Тест на выявление сформированности естественнонаучного мышления предназначен для отбора детей в естественнонаучные классы. Создатель этого теста - Берулава. Каждый тест состоит из двух субтестов. В каждом из субтестов по 15 заданий. В основе этих заданий - 5 естественнонаучных законов. Все задачи носят качественный характер, решаются логическим способом. Первый субтест - построен на материале физике, второй субтест построен на межпредметном материале. Если это семиклассники - то биология, физика; если восьмиклассники - биология, физика, химия.
Тест выявляет доминирующий тип мышления:
- теоретический тип мышления
- эмпирический тип мышления
В качестве критерия выступает сформированность содержательного обобщения.
Эмпирический тип мышления. В этом типе выделяется 2 стадии: эмпирическая - бытовая и эмпирическая - научная.
- Эмпирическая - бытовая стадия - школьник решает задачи на бытовом уровне, без использования законов, полученных в процессе обучения.
- Эмпирическая научная стадия - школьник делает попытку научного анализа условий задачи. При этом, решая задачу, ориентируется на конкретные условия.
Теоретический тип мышления. В этом типе выделяется 2 стадии: дифференциально-синтетическая стадия и интегративная стадия.
- Дифференциально-синтетическая стадия - школьник решает задачи, оперируя законами из конкретной области знаний
- Интегративная стадия - каждое задание решается на основе межпредметных законов.
В течение первого урока каждый должен выполнить все задания из 2 субтестов. Отмечаем верные ответы. Анализ результатов 2 субтеста - если школьник выполнил 80% заданий из 2 субтестов, то считается, что у него теоретический тип мышления на высшей интегративной стадии. Если школьник выполнил меньше 80%, то психолог анализирует 1 субтест. Если в первом субтесте выполнено 80% или больше, то у школьника теоретический тип на дифференциально-синтетической стадии. Если школьник выполнил меньше 80% первого субтеста, то у него выражен эмпирический тип мышления.