Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.11.24

Время: 19:48

почта: dreamkids@mail.ru

Несчастные случаи

Способность рисковать чем-либо

Определение

Под несчастным случаем, принято понимать внезапное внешнее происшествие, которое наряду с причинением материального ущерба может оказывать влияние на здоровье человека и даже поставить под угрозу его жизнь.

Симптоматика

У 33 % больных в результате несчастных случаев развиваются, согласно данным Studt (1986), симптомы фобического невроза или невротической депрессии. В то же время физические повреждения, если они остались как существенные изменения (увечья), также могут приводить к психическим расстройствам.

Транскультурный аспект и эпидемиология

В странах Запада несчастные случаи занимают четвертое место по частоте после сердечно-сосудистых заболеваний, рака, нарушения мозгового кровообращения и атеросклероза. В Германии 16 % всех заболеваний непосредственно обусловлены последствиями несчастных случаев. По данным Studt (1986), 80 — 90 % всех несчастных случаев, происшедших по вине самих пострадавших, приходятся на небольшую группу людей (3 — 4 %), которые особенно подвержены риску попадания в подобные экстремальные ситуации. Статистика Всеобщего немецкого клуба автомобилистов (1984) свидетельствует, что на пятницы, выпадающие на 13-е число месяца, приходится на 30 % несчастных случаев больше, а число смертельных исходов превышает печальную статистику всех других пятниц на 50 %. Риск попасть в дорожно-транспортное происшествие для жителей Германии вдвое выше, чем для датчан, шведов, голландцев или итальянцев.

Обзор литературы

Согласно классическому психоаналитическому подходу несчастные случаи могут рассматриваться как бессознательная форма самонаказания (Alexander, 1971). Dunbar (1948) был составлен характерный личностный профиль пострадавших от несчастных случаев. По Rattner (1977), «влечение к несчастным случаям» представляет собой драматическую форму «бегства от обязательств и ответственности»

Поговорки и народная мудрость

Рисковать жизнью; быть любителем острых ощущений; позволить кому-либо переехать себя (дать себя обойти); очутиться под колесами; сбить с ног кого-то; дать себя прокатить.

Притча: «Пророк и длинные ложки»

Правоверный пришел к пророку Илис. Его интересовали ад и рай, потому что его, естественно, волновала его дальнейшая судьба. «Где ад, а где небеса?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илия не ответил ему. Он взял вопрошающего за руку и повел его темными коридорами во дворец. Через железный портал они прошли в большой зал. Там теснились множество людей, богатых и бедных, одетых в рубища и украшенных драгоценностями. В центре зала на огне стоял огромный котел с кипящим супом. От него по всей комнате распространялся чудесный аромат. Толпившиеся вокруг люди со впавшими щеками и усталыми взглядами всеми способами пытались заполучить свою порцию супа. Пришедший с Илией человек был изумлен видом ложек, которые держали люди: они были огромные, размером с человека. Сделаны ложки были из металла и только самый кончик длинной ручки — из дерева. Металл был обжигающе горяч от кипящего супа. Голодные люди жадно тыкали ложками в котел. И хотя каждый хотел получить свою долю, никто не мог ее достать. Люди с трудом вынимали свои ложки из котла с супом, но, поскольку они были слишком длинными, даже самые сильные не могли донести их до рта. Самые дерзкие ошпаривали себе руки и лица или во гневе проливали суп на соседей. Ругаясь друг с другом, они бросались в драку и били друг друга этими ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Пророк Илия взял своего спутника за руку и сказал: «Это — ад!» Они покинули этот зал и вскоре уже перестали слышать адские вопли. После долгих блужданий по темным коридорам они попали в другой зал. Здесь тоже сидели люди, а в центре зала также стоял котел с кипящим супом. И у каждого из присутствующих в руках была та же огромная ложка, какую Илия и его спутник уже видели в аду. Но здесь люди выглядели сытыми, и в зале слышался только тихий удовлетворенный гул и плеск ложек в супе. Везде совместно действовали по двое. Один опускал ложку в суп и кормил другого. Если ложка становилась слишком тяжела для одного, ему помогали еще двое, так что каждый мог вдоволь наесться. Как только один был сыт, наступала очередь другого. Пророк Илия сказал своему спутнику: " Это — рай!".

Аспекты самопомощи: проблема «несчастных случаев» с точки зрения позитивной психотерапии

По данным Frey (1986), психологические особенности являются более значимыми (длительность пребывания в больнице, возвращение к профессиональной деятельности), чем тяжесть повреждений. Пострадавшие от несчастных случаев обладаю обычно хорошим здоровьем, склонны к спонтанной и интенсивной деятельности, как правило, легко вступают в контакты. Традиции, обычаи и вопросы о смысле жизни менее важны для них. Будучи детьми, они нередко усваивают, что могут привлечь к себе внимание родителей только рискованными действиями или игнорированием правил. На взаимосвязь между несчастными случаями и психическими факторами указывают многочисленные речевые обороты. В соответствии с нашим пониманием проблемы попадающий в несчастный случай человек обладает способностью чем-то рисковать в физическом и межличностном плане, чтобы соответствовать собственным и чужим концепциям (например, пунктуальное появление).

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при несчастных случаях

Описание случая: «Я оказался под колесами»

Когда я заметил, что уже поздно, то сел в машину и до отказа нажал на педаль. Надо же было меня подстеречь этой идиотской патрульной машине и сделать пару моих фотографий на память! Как я был зол на полицейских! Я им об этом тоже сказал, когда меня остановили. Мой адвокат считает теперь, что я не должен был этого делать. Он считает, что мне недостает пунктуальности, умения распределять свое время, послушания, вежливости, бережливости.

Пациент, мужчина атлетического сложения, неоднократно становился причиной дорожно-транспортных происшествий на своей легковой машине. Из-за опасения не успеть вовремя он часто вел себя безоглядно, впадая в агрессию. На мое замечание о том, что у него есть способность чем-то рисковать, он ответил, что обычно даже не замечает, в какие опасные ситуации вовлекается. Осознавание и переработка нарциссических тенденций по содержанию относились к актуальной способности пунктуальность и время. Переосмыслением поведения, вопросами о мировоззрении и философии, а также исследованием моделей для подражания (образец для подражания) в процессе пятиэтапной психотерапии он смог выработать иное поведение за рулем.

История «Пророк и длинные ложки» послужила пациенту хорошим примером. Он открыл, что осторожность за рулем может принести пользу ему самому.

Актуальная способность «Образец для подражания»

Понятие и развитие: способность подражать другим или самому являться примером для подражания. Подражать можно не только поведению, которое демонстрирует образец для подражания, но и поступкам, установкам и чувствам, которые объект подражания считает своим личным делом. Подражание — это одна из самых существенных функций научения. Ребенок подражает своим родителям, потому что воспринимает подражание как таковое в качестве поощрения или потому, что оно поощряется; оно продолжается или прекращается в зависимости от того, был ли пример поощрен или наказан.

Как об этом спрашивают: кто из Вас является в большей степени образцом для подражания? Какой человек, образ, писатель, какой девиз являются Вашими идеалами? Хотели бы Вы быть таким же, как все? Кто из Ваших родителей был для Вас образцом для подражания? Находите ли Вы в себе (в Вашем партнере) черты и поступки, которые напоминают Вам прежних знакомых и близких?

Синонимы и расстройства: перенимать, имитировать, копировать, подражать, обезьянничать, равняться на кого-либо, брать пример, идти по следам другого, рядиться в чужие наряды.— Тенденции к патологическому подражанию, ограниченность собственной способности к суждениям, аффективное отвержение примера для подражания, колебания между любовью и ненавистью, стеснительность, идеализация, завышенные ожидания, разочарования, проблемы самоценности, финансовые трудности.

Особенности поведения: каждый наш поступок и любая мысль могут быть примером для других: ведите себя, осознавая, что Вы являетесь образцом для подражания. Даже то, что мы переняли от лучшего примера для подражания, нуждается в дополнительном контроле: нужно смотреть своими глазами, слушать своими ушами, думать своей головой.