Способность давать выход напряжению и конфликтам
Определение
С медицинской точки зрения при язве желудка речь идет о нарушении равновесия между факторами, защищающими слизистую оболочку и агрессивными по отношению к ней, что приводит к своего рода самоперевариванию стенки желудка. При Ulcus duodcni в той части тонкой кишки, которая непосредственно граничит с желудком, образуются язвы слизистой оболочки. По Arnold (1982), для возникновения язвы двенадцатиперстной кишки постулируется «агрессивный принцип», заключающийся в повышении концентрации кислоты и пепсина, «защитный принцип», который подразумевает все цитопротективные эффекты и «центральный принцип» как фактор влияния центральной нервной системы.
Симптоматика
Ведущим симптомом при язве желудка является колющая, давящая боль или рези в области желудка, которые почти всегда по времени возникновения связаны с приемом пищи. Хроническая язва может протекать почти без жалоб и выявляется только при наличии осложнений в виде кровотечений или перфорации желудка. Симптоматика при язве двенадцатиперстной кишки аналогична таковой при язве желудка.
Транскультурный аспект и эпидемиология
В западных странах язвой двенадцатиперстной кишки заболевает каждый десятый. По данным McGuigan (1980), частота заболевания оценивается как 2 — 15 %. У беженцев и переселенцев язва выявляется чаще. Мужчины болеют язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в 5 —8 раз чаще женщин. Наивысшая заболеваемость отмечается у мужчин в середине пятого десятилетия жизни, у женщин заболеваемость растет в постменопаузе.
По моим наблюдениям, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки возникают у эмигрантов прежде всего потому, что языковые и социальные проблемы приводят к социальной изоляции. Кроме того, изменяются характер и значение питания.
Обзор литературы
Уже в 1927 г. Silbermann показал возможность образования язв желудка у собак при мнимом кормлении. Связь между эмоциями и функцией желудка у человека отчетливо доказали Engel и соавт. (1956). Zander (1981) с помощью рентгена показал, что желудок спастически реагирует на специальные вопросы о ситуациях, связанных с озлобленностью и завистью. С психоаналитической точки зрения (Alexander, 1933, 1934) язвенная симптоматика представляет собой реакцию на препятствия орально-рецептивных стремлений. По Battegay (1982), язва является результатом болезненного голодания.
Пословицы и народная мудрость
Очень тяготить (в нем. тяжело на желудке); рассердиться до дыры в животе; лопаться от злости; поедать себя от тщеславия; язвительно реагировать; не переваривать что-то или кого-то.
Притча: «Месть соглашающегося»
В саду одного мудреца жил великолепный павлин. Эта птица была отрадой садовника. Он ее пестовал и лелеял. А завистливый и жадный сосед все заглядывал через забор и никак не мог смириться с тем, что у кого-то есть павлин более красивый, чем у него. От зависти он швырял камнями в птицу. Это увидел садовник и очень рассердился. Но павлин по-прежнему не давал покоя соседу. Тогда он решил взять садовника лестью и спросил, не даст ли тот ему хоть одного павлиньего птенца. Садовник наотрез отказался. Тогда сосед смиренно обратился к мудрому хозяину с просьбой, не мог ли он дать ему хотя бы одно павлинье яйцо, чтобы подложить его наседке, а она высидит птенца. Мудрец попросил своего садовника подарить соседу одно яйцо из павлиньей кладки. Садовник сделал то, что ему велели. Через некоторое время пришел завистник к мудрецу с жалобой: «С яйцом что-то неладное, мои наседки неделями сидели на нем, однако павлиний птенец не вылупился», — и, сказав это, он удалился разгневанный. Мудрец позвал садовника: «Ты ведь дал нашему соседу яйцо? Почему же из него не вылупился птенец павлина? >> Садовник ответил: «А я, прежде чем дать ему, сварил яйцо». Мудрец с удивлением посмотрел на него, а садовник ответил в свое оправдание: «Вы велели подарить ему одно павлинье яйцо, но о том, что оно должно быть вареным или сырым, вы ничего не сказали...»
Аспекты самопомощи: развитие язвы желудка и двенадцатиперстной кишки с точки зрения позитивной психотерапии
Неудовлетворенная или чрезмерно сильная потребность в привязанности и надежности, как и пища, перерабатывается желудком. Желудок реагирует так, будто человек голоден. Психологические причины отражены в следующих вопросах: почему человек вредит себе, например, чрезмерным потреблением кофе, алкоголя и никотина? Почему он не может решать свои проблемы иначе, как доставлять своему организму вещества, которые приносят кратковременное облегчение, создавая себе тем самым со временем новые физические, психические и социальные проблемы?
У большого числа страдающих заболеваниями желудка стремление к профессиональному успеху и деньгам вытесняют заботы о духовной пище.
Сфера контактов часто недостаточно развита. При расставаниях, потере защищенности часто происходит обострение болезни.
Стремление к привязанности, завышенные ожидания и притязания играют в сфере фантазии выдающуюся роль. При помощи воображения человек хотел погрузиться в лучший мир. В родительском доме пациентов с язвой желудка важную роль играли, прежде всего, достижения и бережливость. Чувства типа озлобленности и гнева не выражались открыто, а как бы «проглатывались», «съедались» (неправильно понимаемая учтивость). Иногда, однако, встречаются и такие родители, которые просто «перекармливали» своих детей едой и вниманием. С другими людьми семья обычно мало общалась («Гости стоят времени и денег»). Воображение было занято преимущественно сферой деятельности. Религиозные вопросы считались второстепенными.
В своем самом сокровенном больные по-прежнему тоскуют по тому, чтобы, как детей, их кормили, любили и оберегали.
Глубинная психология указывает на особую роль желудка и кишечника в развитии человека. Для ребенка быть вскармливаемым и укачиваемым значит быть оберегаемым и любимым. Он узнает также, что процесс приема пищи связан с тем, чтобы нечто брать и отдавать, имеет общее с обладанием, владением, послушанием, озлобленностью и отвержением. Эти взаимосвязи находят свое отражение и в крылатых выражениях. Если у кого-то «что-то давит на желудок» или если он «не может что-то переварить», это раздражает его «до рвоты», от этого «делается дурно, тошнит», то человек, в конце концов, «наживает себе дыру в желудке», разочарование «съедает» его. Кто-то становится, «как кислота», или реагирует, «показывая зубы».
Не может быть совпадением, что от больных с язвой двенадцатиперстной кишки мы часто слышим выражения о проявлении гнева, желании мести и расплаты.
Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при язвах желудка и двенадцатиперстной кишки
Описание случая: «Порядок для моей жены семью печатями»
Пациент 38 лет, у которого рентгенологическими и лабораторными методами был подтвержден диагноз язвы двенадцатиперстной кишки, уже дважды побывал на стационарном лечении. При первой беседе у меня в консультации он был даже более чем просто обходителен: говорил вежливо и дружелюбно, редко выражая свое мнение. После позитивного толкования симптома на первом психотерапевтическом сеансе о том, что он «обладает способностью телесными расстройствами уделить внимание пренебрегаемым жизненным сферам», ему стало легче перейти к разговору о развитии заболевания. Незадолго до появления жалоб больной резко поменял место работы, что привело к перегрузкам и перманентной фрустрации. Отношения с шефом в этой обстановке реактуализировали и без того конфликтные отношения с отцом и старшим братом. В семейной жизни все чаще стали возникать разногласия между ним, его женой и детьми. Он жаловался не только на то, что дети «делают, что хотят», но и на неаккуратность своей жены.
Актуальные способности усердие/деятельность (перенапряжение на работе), послушание (шеф, дети) и аккуратность оказывали на него микротравмирующее действие. Ритуализированная вежливость мешала пациенту открыто обсудить конфликты, он замкнулся в себе. Он вырос в семье, где труд и достижение были критериями эмоционального принятия и внимания. Девизом его отца, бывшего офицера, было: «Если ты что-то умеешь, тогда ты из себя кое-что представляешь!» Старший брат всегда ставился ему в пример.
На третьей ступени больному под гипнозом была рассказана притча «Месть соглашающегося». Его образное представление облегчило ему идентификацию с героем. Он смог перенести свои потребности на притчу. Его реакции были в свою очередь сопротивлением психотерапевтической работе. Его проблематика авторитетов по содержанию сводилась, прежде всего, к актуальным способностям усердие/деятельность, аккуратность и послушание.
Актуальная способность «Послушание»
Понятие и развитие: способность выполнять просьбы, распоряжения, приказы авторитетного лица. Послушание предполагает наличие, прежде всего таких актуальных способностей, как аккуратность, пунктуальность, трудолюбие/деятельность и др. Послушание развивается посредством наказания или угрозы наказания, а также поощрения и похвалы за выполненные распоряжения или же на примере кого-либо из близких людей.
Как об этом спрашивают: кто из Вас больше ценит послушание, дисциплину? Кто из Вас более склонен отдавать приказы? Нравится ли Вам, когда другие (партнер, коллеги, начальник, родители) говорят, что Вы должны делать? Есть ли и были ли у Вас проблемы по поводу послушания или непослушания? Кто из Ваших родителей больше ценил послушание? Как реагировали Ваши родители на непослушание?
Синонимы и расстройства: следовать каким-либо советам, указам; самоотверженный, поджать хвост, не пикнуть; уступать без сопротивления; роптать; бунтовать; сопротивляться.— Вера в авторитеты, единоначалие; кризис авторитарности; страх; агрессия; сопротивление; обгрызание ногтей; энурез; неумение сконцентрироваться.
Особенности поведения: крик и грубость никогда не обеспечат послушание и дружескую обстановку. Девиз: попробуйте взять вежливостью. Когда человек знает, почему он должен что-то сделать, он сделает это быстрее. Другой тоже может быть прав.
В рамках групповой терапии с применением психодрамы развивались мало участвовавшие до сих пор сферы контактов и фантазии. После 30 сеансов в течение 6 мес. пациент субъективно избавился от симптомов, а объективно на рентгенограмме не обнаруживалось болезненных изменений.