Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.12.24

Время: 09:52

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Позитивная психотерапия Теория позитивной психотерапии в психосоматической медицине

Теория позитивной психотерапии в психосоматической медицине

Позитивное видение человека

Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя, например, с землей, дождем, садовником, так и человек развивает свои способности в тесных отношениях с окружающим его миром.

В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями, к познанию (когнитивностъ) и к любви (эмоциональность).

Способность к познанию означает: способность учиться и учить.

Каждый человек пытается познать внутренние связи действительности. Он спрашивает, почему яблоко падает на землю, почему растет дерево, почему светит солнце, почему движется автомобиль, почему существуют болезни и страдания. Он интересуется тем, что он такое, собственно говоря, есть, откуда он, для чего он. Это не только вопросы философии, но и вопросы, соответствующие одной основополагающей человеческой потребности. Особенность человека ставить такие вопросы и искать ответы на них является проявлением когнитивности. В воспитании она ограничивается передачей знаний.

Из способностей к познанию развиваются вторичные способности, такие как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, деятельность, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви означает: способность любить и быть любимым.

Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви не равнозначна в своих проявлениях в зависимости от того, на кого она направлена. Если мы что-то изучаем, приобретаем, создаем, цель и смысл этой деятельности зависят от того, для чего и для кого это делается: для нас самих, для нашего партнера и наших близких, для наших коллег, государств, наций, человечества, для ближайшего или далекого будущего или против него. Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к первичным способностям таким как умение любить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, уметь доверять, иметь надежду, уметь верить и уметь сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать единство.

Первичные и вторичные способности мы обозначаем как актуальные способности.

В этом смысле мы понимаем способности к познанию и любви как присущую каждому человеку особую предрасположенность, требующую ее актуализации и дифференциации. Все другие способности могут быть развиты из этих двух базовых или рассматриваться как проявления их различных комбинаций и применяться к многообразным жизненным ситуациям. Обе базовые способности находятся в функциональной взаимосвязи: соответствующее развитие одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. Каждый человек обладает базовыми способностями, которые открывают ему огромные возможности. В зависимости от физического состояния, окружающей среды и времени, в которых живет человек, эти способности дифференцируются и образуют неизменяемую структуру сущностных черт (неповторимость). Это означает не что иное, как то, что человек по своей сути добр.

Принцип базовых способностей обнаруживается в литературе в различном выражении. Все гуманитарные научные концепции используют прямо или косвенно базовые величины или способности, на основе которых формируется поведение или восприятие. В одних теориях это инстинкты, в других — способность к научению, в третьих — эмоциональные величины типа «эндогамной основы». При этом вид и оценка какой-либо из базовых способностей соответствуют лежащему в основе видению человека.

Восприимчивое комплементарное отношение, которое во многом соответствует базовым способностям к познанию и любви, связывает между собой религию и науку. Последняя ближе стоит к когнитивности, в то время как религии и мировоззрению соответствует эмоциональность. Тогда как религия претендует на то, чтобы давать смысл и предполагает для этого обязательность, то наука по своему назначению видит задачей этот смысл найти. В связи с этими психосоциальными нормами у меня возникают следующие вопросы:

  • Каким образом возникают конфликты?
  • Как можно соответствующим образом описать эти конфликты?
  • Что стоит за симптомами психических и психосоматических расстройств и ограничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?

В западных странах мы наблюдаем тенденцию к превознесению вторичных способностей, например способности к достижению, что сопровождается снижением роли первичных способностей, например способности к общению. На Востоке, напротив, проявляется склонность выделять первичные способности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вторичные способности теряют свое значение.

Актуальные способности как нормы социализации.

Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я-идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии. Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликтцентрированной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают?» проанализировать отдельные актуальные способности при помощи ключевых вопросов.

В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он порядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку получает отвергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуален, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».

Таким же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствующих переживаний на настроение и физическое состояние. Так, например, педантичность, неаккуратность, ритуализированная чистоплотность, небрежность, чрезмерные требования к пунктуальности, непунктуальность, принудительная совестливость или необязательность, помимо социальных конфликтов, ведут также и к психическим и психосоматическим расстройствам, таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, в дыхательных путях, в сердечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опорно-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже. Исследование актуальных способностей происходит при помощи дифференциально-аналитического опросника и Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (Peseschkian, Deidenbach, 1988).