Патопсихология занимает среднее положение между психиатрией и психологией. После 1920 года патопсихология становится всемирной наукой, и тут же начинаются запреты.
Все материалы изучались на грубой патологии.
После 2 мировой войны - большое количество людей с черепно-мозговыми травмами. Это был большой материал для исследований. После войны также развивается посттравматическое направление.
Основоположник патопсихологии в России Блюма Вульфовна Зейгарник. Училась в Берлине у Курта Ливина.
Феномен Зейгарник: "Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные". Создала школу.
В психиатрии есть область психопатология - она дает описание симптомов и синдромов психических заболеваний в их динамике. Психопатология - использует медицинские термины:
- этиология - происхождение заболевания, причина
- патогенез - развитие заболевания во времени
- рецидив болезни - повторение
- ремиссия - излечение от болезни, но не окончательно, возможно повторение
В психопатологии используются медицинские методы. Для психиатров наблюдение, беседа.
В патопсихологии - используются психологические понятия и психологические методы получения информации.
Патопсихология - наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.
Как изменяются психические процессы в норме, при патологиях?
Мало узнать, что нарушено. Для реабилитации, коррекционной работы необходимо знать о сохранных психических функциях.
Патопсихология базируется на общих психических знаниях. Патопсихология обогащает общую психологию.
Общетеоретические задачи, решаемые патопсихологией.
- Роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности: мышления, восприятия, памяти. На материале, полученном от больных, исследуется информация о нарушении восприятия при изменении мотивационной сферы. Например: у шизофреников нарушена мотивация. Особенности личности при шизофрении влияют на познавательную сферу.
- Вопрос о соотношении социального (психологического) и биологического в развитии человека. Например: у алкоголиков возникает энцелофопатия - нарушение мозговой деятельности. Этот пример является моделью того, как работают структуры мозга в данных условиях.
- Вопрос о соотношении распада и развития психики.
Выготский: распад не является негативным в развитии.
Те, кто поддерживают иную точку зрения: больной не выполняет более сложные функции, а только простые.
Слабоумное мышление внешне похоже на мышление ребенка. Но оказывается, что содержательно они отличаются:
- Не всегда самые высокие функции нарушаются. Мышление слабоумного и ребенка отличаются особенностями: слабоумный взрослый не в состоянии овладеть системой новых связей. Новые знания для него недоступны. При этом сохраняется запас старых знаний (остаются навыки поведения в обществе). Некоторые вещи остаются на автоматизированном уровне. У ребенка наоборот - нет запаса знаний, но он способен овладеть новыми знаниями.
- "Откликаемость" - акт поведения под воздействием внешней среды. Стимул во внешней ситуации (колокольчик в приемной). Полевое поведение. "Откликаемость" у взрослых больных дезорганизует деятельность и не приводит к достижению какого-либо результата. У ребенка его "откликаемость" обогащает умственную деятельность, сферу опыта, служит накоплению знаний.
- Некритичность - больной не оценивает свои поступки, следствия. Они родственны с поведением ребенка. Сходство формальное. Некритичность больного основана на неиспользовании знаний и недостаточной обусловленности действий личностными установками и намерениями. У ребенка ситуация другая - некритичность связана с недостатком знаний; у ребенка существует ограниченная цель. Есть направленность деятельности.
Существует различие между нарушением психики у взрослого и распадом, выраженным в патологических процессах. Распад не является негативом развития.