Теоретическое положение из теории Выготского, Леонтьева | Теоретические проблемы патопсихологии | Требования к методу в патопсихологии | Примечание |
Развитие психики и ее прижизненное формирование ВПФ |
Изучение условий и механизмов возникновения патологических явлений, как относительно простых, так и сложных |
Создание условий, провоцирующих возникновение тех или иных психопатологических явлений, возможность контролировать и варьировать эти условия |
Относительно простые: нарушения узнавания предметов. Сложные: бред*, галлюцинации** |
Положение о распаде - не является негативом развития |
Изучение новой структуры психической деятельности, которая возникает в условиях различных патологий |
Не только создание провоцирующих условий, и не только возможность фиксирования изменения психики количественно, но и способствование качественному анализу психических нарушений. |
|
Психика человека имеет сложное системное строение, следовательно, дефект, формируется в ситуации болезни, тоже имеет сложное строение и захватывает несколько сторон психической деятельности (Выготский) |
Дефект не является изолированным качеством и вызывает изменения: снижения социальной позиции больного, в результате возникают новые симптомы заболевания. Анализ новой социальной позиции больного в условиях болезни. |
Создать условия для выявления структуры нарушения, роли позитивных и негативных симптомов в структуре психической деятельности. Негативные симптомы - выпадения функции (например - снижение памяти, дефицит чего-то). Позитивные - появление чего-то лишнего, новых патологических новообразований. |
Нарушение внимания, памяти, мышления. Больной не может сосредоточиться на задаче. (Ребенок не хочет ходить в школу). Первично у него замедленность мыслительных процессов. Реакция детей, как на тугодума. Когда его спрашивают - он предпочитает лучше молчать, ходить в школу. У ребенка сохранные интеллектуальные возможности, но замедленные психические процессы. Конфабуляция - заполнение пробелов в памяти несуществующими событиями. |
В структуре психического дефекта можно выделить первичные и вторичные симптомы заболевания. |
Изучение вторичных симптомов, осложняющих течение заболевания. |
Создание условий для дифференциации первичных и вторичных условий в структуре нарушений. Чтобы эффективно помочь, нужно знать с чем работать. |
Первичные симптомы - непосредственно связаны с патологиями головного мозга или с основным заболеванием. Является следствием нарушения работы. Вторичные симптомы - косвенно связаны с основным нарушением или социогенным. Социогенные - особенности общества. (Например: нейродермит). Подростки фиксируются на проблеме. С первичным заболеванием связаны реакции. |
*Существует зависимость бреда от социальных условий. Несколько веков назад бредовое видение описывалось так: по небу плывет лодка... И трактовалось это как одержимость дьяволом. В нынешнее время: облучение компьютером, или программа по телевизору конкретно для кого-то и с неким смыслом...
От развития цивилизации зависит и характер бреда.
**Рубинштейн о галлюцинациях: галлюцинации являются следствием восприятия практически незаметных для нормального человека стимулов, обусловленных внешне (например, скрип двери, шум воды). Нормальный человек воспринимает эти стимулы, когда находится в астеническом состоянии, устал.
Эксперимент: запись шума бумаги, шелест листьев. Больного или здорового приводили в комнату, включали звуки. В норме человек не замечал эти звуки. У больного характер галлюцинаций зависел от диагноза. Больные с белой горячкой могли видеть сценоподобные картины. У шизофреников слышались голоса. Например: окружающие хотят сделать ему что-то плохое.
Концепции галлюцинаций не обоснованы до конца. Не все феномены описаны.