- Школа Зейгарник
- Школа Полякова (ученик Зейгарник)
Много общего в этих двух подходах: анализ мыслительного процесса, влияние теории деятельности.
Основные теоретические положения
- нарушение мышления не носит изолированный характер, их нельзя рассматривать в отрыве от эмоционально-личностной сферы
- в основе нарушения мышления лежит изменение личностно-мотивационного аспекта деятельности (основная гипотеза)
Исследование процессов памяти выявило, что запоминание завершенных и незавершенных действий не различаются (эффект Зейгарник - отсутствует).
Это можно объяснить как результат отсутствия направленности больных на выполнение задания, нет заинтересованности.
- Соколовой проводились исследования мотивационного аспекта восприятия.
Использовались вариации инструкций: больным и здоровым предлагался материал в виде изображений различной степени неопределенности.
Три типа инструкций:
- неопределенная (посмотрите и скажите, что изображено)
- исследуется ваше воображение: скажите, что изображено
- исследуются ваши мысленные и творческие способности.
В норме у здоровых испытуемых:
- По первой инструкции: наименьшее количество гипотез, более формальное отношение
- По второй инструкции: большое количество гипотез, ярко чувствуется характер
- По третьей инструкции наибольшее количество гипотез, которые носили нестандартный характер.
У шизофреников разницы не было. Вариации инструкций не приводят к существенным изменениям, ни к содержанию гипотез, ни к их количеству. Не актуализируется мотив экспертизы, и данные особенности восприятия больных зависят от изменения мотивационной сферы.
Нарушение мышления - шизофрения. Стойкое, даже в условиях ремиссии. У шизофреников крайне абстрактное мышление. У больных с органическими поражениями головного мозга - псевдоабстракция. Если есть отдельный симптом, то не значит, что вся картина соответствует той или иной болезни.
После проведения исследований - изменение побудительной силы мотива. Опора на теорию деятельности Леонтьева. Побудительная сила мотива должна приводить к удовлетворению потребности при помощи достижения результата.
Эксперимент: Больным и здоровым предлагается за 7 минут выполнить 3 задания. Здоровые выбирают задания более экономичные и требующие меньшего времени. У шизофреников выбор задания в связи со своими мотивами: например, выбирают то, что интересно (домик из спичек за 7 минут собрать невозможно). Им говорят, что не успеете собрать, они утверждают что успеют. Здесь и проявляется некритичность.
Разноплановость побудительной силы мотивов - при выборе задания некоторые больные руководствуются несколькими мотивами:
- выбрать задание, которое можно быстро решить
- так как задание понравилось
Они не экономично подходили к заданию.
Например: головоломку бросали, не доведя до конца или выполняли недостаточно эффективным способом. Или нужно нарисовать 100 крестиков. Больные рисовали беспорядочно. А нужно еще время для счета. Больные не успевали.
У больного нет планирования, нет критичности оценки. Мотив знаемый, но не побуждаемый к действию.
Установление связи между выявленными особенностями мотивационной сферы в экспериментальной ситуации и особенностями, проявляющимися в обычной жизни больных.
Исследовалась биография пациента. Отмечались особенности мотивации больного: оскудение интересов - общение с друзьями, чтение литературы, профессиональная деятельность.
Искажение, изменение мотивов, которые приобретали ригидный характер. Например: у больного оскудели интересы.
Мотив - борьба за чистоту. В искаженном виде больной сжигает книги, занавески, так как в них пыль. Неадаптивный, вычурный характер. Мотив знаемый проявляется. Надо помогать маме мыть посуду, но не делает этого. Расстраивается, если посуду помыли. Псевдомотив.