Двигались в одном направлении с Зейгарник.
Поляков критиковал Зейгарник, что они выводят нарушения мышления в области других сфер.
В школе Полякова опирались на западные исследования. Использовали вероятностный подход для изучения шизофрении. Опирались на работы по эффекту сверхвключаемости при шизофрении.
Он заключил, что у больных шизофренией - существует нарушение механизма фильтрации исследования информации, который связан:
- либо с нарушением подкорковых структур мозга
- либо невозможность оттормозить эмоционально-насыщенные стимулы. Стимулы в силу эмоциональной заряженности оттормаживаются - возникают алогизма - нарушение логики.
- Невозможность удержания установки на выполнение задания.
Поляков использовал общие психологические базы. Выдвинул свою гипотезу - у больных шизофренией нарушается вероятностная структура прошлого опыта. Вследствие чего больные шизофренией используют с равной вероятностью как существенные, так и латентные признаки. Т.е. наблюдается нарушение избирательности признаков из прошлого опыта. В школе Полякова - эти нарушения избирательности проявляется не только в мышлении, но и в других видах познавательной деятельности.
Исследование Критской: изучалось восприятие речевых стимулов у больных шизофренией. На магнитофон записывались фразы специально организованные по правилам статистической организации речи. Фразы имели контекст, в конце стояло смысловое слово. На него накладывался шум. Уровень шума был разный: сильный, средний и слабый. На каждой фразе свой шум. Смысловое слово в конце было либо высоко-, либо низковероятным.
Например: Врач надел белый фартук. - Низковероятно.
Двор порос зеленой травой. - Высоковероятно.
И больные и здоровые при высоком уровне шума затруднялись дать ответ. При слабом - одинаково успешно справлялись с заданием. Задание достаточно простое. При средней интенсивности шума - шизофреники обнаруживали большую перцептивную точность, чем норма.
Исследования Богданова: особенности зрительного восприятия больных шизофренией. С помощью тахистоскопа - аппарата, контролирующего время экспозиции стимула (например: доли секунды). Больным предъявляли карточки с различными изображениями.
При первом типе - изображение расфокусировано. Нечеткое изображение по 3 степеням: слабая расфокусировка, сильная расфокусировка, средняя. При втором типе: изображение нестандартное, изображение привычное. Например: перевернутый кораблик, ваза с фруктами, в которой лежит лампочка.
В норме у испытуемых среди фруктов в нечетком изображении - увидят грушу. В шизофреников - лампочка. Если шизофреники трудоспособны - то они очень креативны.
Эксперимент Мережко. Исследовалась мыслительная деятельность больного. 2 типа экспериментов:
1. использовались задания на исследование структуры понятий (например: исключение предметов, сравнение понятий (река-озеро, соловей - воробей).
Мережко выявил, что больные используют латентные, побочные признаки для решения заданий, хотя правильное решение для них доступно. Больным часто доступнее решение, чем норме. Например: предложить как можно больше решений воробей - соловей. Больной придумает больше признаков для сравнения, чем здоровый.
2. Использование творческих задач, которые основывались на нахождении некого признака путем изменения стереотипа. Задание: предложить больному подумать, если бы у него были весы, спички, гири, кусок свечи, карандаш, ручка. И все это нужно уравновесить для того, чтобы они через некоторое время вышли из равновесия. Ответ: поджечь свечу.
Шизофреники часто эффективнее при решении таких задач.
Независимо от дефекта и длительности заболевания больные используют латентные признаки в ситуациях решения познавательных задач.
Некие особенности мышления проявляются до заболевания. Многие до заболевания пациента с особенностями мышления - в итоге заболевали. Особенности мышления - признак предрасположенности к заболеванию.
Нарушения мотивационной сферы у данных больных есть. Нарушение мотивационной сферы также влияет на заболевание.
Дети с симптомами шизофрении - их интересы больше связаны с социально-практической деятельностью, межличностными отношениями. Формирование личности отличалось от нормы.
В основе нарушений при шизофрении лежат особенности мотивационно-личностной сферы. Они являются доминирующими в структуре патопсихологического синдрома.