Синдромы - закономерное сочетание симптомов, в основе которых лежит нарушение или выпадение того или иного фактора, вследствие локального поражения головного мозга.
Синдромы зависят от локализации:
1) Синдром поражения теменно-затылочных отделов:
фактор модально-специфический, зрительный. Оптико-пространственный анализ и синтез.
- зрительные агнозии
- нарушение зрительной памяти - сужение объема, повышенное внимание интерференции.
- нарушение зрительного внимания (нарушение правого полушария - левостороннее игнорирование в зрительной информации)
- в интеллектуальной сфере - конструктивный интеллект, те интеллектуальные операции, где требуется анализ пространственных отношений.
- двигательная сфера - пространственная апраксия. Нарушение двигательного акта, связанного с пространством.
2) Синдром поражения зоны TPO.
- нарушение фактора: симультанный и пространственный анализ и синтез. Целостность и пространство.
- симптомы - нарушение ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв.
- семантическая афазия
- интеллект - первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа.
- нарушение наглядно-образного мышления. Больной не может прочесть карту, схему.
3) Теменные синдромы.
Верхнетеменные и нижнетеменные. Модальноспецифический фактор - кожнокинестетический фактор. Все, что связано с тактильным, симультанным синтезом.
Наблюдаются мнестические нарушения, а именно снижение тактильной памяти. Тактильное невнимание. Игнорирование какой-либо стороны в плане кожно-кинестетического восприятия.
- Верхнетеменной синдром связан с проприоцепцией и симультанным синтезом. При нарушении, возникает соматоагнозия. Человек не может сориентироваться с положениями частей тела.
Соматопарагнозия - соматический обман (например: кажется, что руки до пола...).
- Нижнетеменной синдром - связан с отдельными участками тела: артикуляционный аппарат и руки. Возникает тактильная агнозия, кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо).
Нарушение артикуляции в виде афферентной моторной афазии.
Оральная апраксия (входит в состав афферентной моторной) - нарушение движения рта.
4) Височные синдромы.
Висок отвечает за модально-специфические факторы. Слуховое восприятие, слухоречевая память. Анализ слуховой информации. Выделяют 2 височных синдрома:
- синдром - поражение зоны Т1 - зона Вернике - сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха (сенсорная афазия - распад чтения, письма, отчуждение смысла слов).
- синдром - поражение зоны Т2 - средний висок и нижний. Нарушение слухоречевой памяти. При его поражении возникает аккустико-мнестическаяафазия. Нарушение письма, нарушение понимания длинных текстов, устного счета.
- синдром поражения правого виска. Фактор - слуховое восприятие. Все, что связано со слуховым анализом, и в восприятии и в памяти будет нарушено. Слуховая агнозия, аритмия, амузия, нарушение интонационного аспекта речи. Нарушение слухового внимания.
5) Лобные отделы
(За центральную борозду в премоторные отделы) - премоторные синдромы - прецентральная извилина - двигательная система. Нарушение модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений.
2 синдрома: верхний, нижний.
- При поражении верхних премоторных отделов возникает кинетическая апраксия (переключение от одного движения к другому). Двигательное невнимание. Интеллектуальные нарушения в виде динамический нарушений. Трудности переключения. Инертность. Снижение подвижности психических процессов.
- Нижние премоторные отделы. Кинетическая апраксия реже наблюдается. Зона Брока и нарушение речи в виде моторной эфферентной афазии (афазия Брока). Может наблюдаться в ряде случаев - динамическая афазия.
6) Синдром поражения префронтальных отделов
(лобные синдромы). Целеполагание, программирование. Нарушение общего поведения и личности больного.
Поведение становится спонтанно-импульсивным. Очень много штампов. Одинаковая реакция на что-либо. Изменение мотивации. Нарушение произвольной мотивации и деятельности в целом. Нарушение эмоциональной сферы: эйфория, депрессия. В плане движения - регуляторная апраксия. Возникают системные персеверации. Динамическая афазия. Адинамия познавательной деятельности. Характерна инертность, ригидность. Нарушение мнестической деятельности (память), псевдоамнезия.