Достаточно обширное приложение психологические тесты находят в системе образования, где на основании их результатов ставится психологический диагноз.
Распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения; выявление малоспособных, с одной стороны, и одаренных — с другой; выявление психологических причин школьной неуспеваемости — вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании. В школьной практике тесты могут использоваться также с целью профессиональных консультаций и для отбора в определенные профессионально-технические училища, колледжи.
Задачи, возникающие в школе у психолога:
I. Задача - определение психологической готовности ребенка к школе (используются и когнитивные и личностные психодиагностические методики), или определение "школьной зрелости" (это характеристика детей, поступающих в школу). Насколько развитие психики соответствует школьным требованиям, насколько ребенок готов к школе? Если ребенок не готов, то возникает школьная дезадаптация.
Нужно выявлять тех, кто по психологическим параметрам не готов к школьным требованиям.
По критериям психологической готовности проводится отбор в элитные школы. Программы обучения более сложные.
В обычных школах - несколько причин:
- принимают в школу с весны, чтобы вовремя выявить неготовых детей, есть время позаниматься и подготовить детей к сентябрю. С помощью специальных развивающих игр уровень психологической готовности поднимается до нужного.
- информация о неготовом к школе ребенку сообщается родителям. Сами родители занимаются с детьми, также можно воспользоваться помощью психологов, учителей. Важно заранее предупредить родителей.
- информация сообщается будущему учителю, который будет использовать определенный подход к неготовым ученикам и будет в состоянии им помочь.
Для диагностики психической готовности разработано много программ и методик.
Они должны выявить необходимое и достаточное в психическом развитии, чтобы ребенок включился в учебную деятельность. Хороши компактные, кратковременные программы, которые диагносцируют все основное.
Выделяются 4 основные сферы:
- мотивационно-потребностная сфера (есть ли учебная мотивация?).
- интеллектуальная сфера
- уровень развития наглядно-образного мышления должен быть достаточно высоким
- также оценивается вербально-логическое мышление, которое находится в зачаточном состоянии.
- речевая сфера. Оценивается сформированность речи
- оценивается сфера произвольности, волевая сфера. Насколько ребенок в состоянии подчиняться командам взрослого и собственным командам.
- уровень развития тонких мышц руки, тонкая моторика.
II. С помощью диагностики когнитивной сферы выясняются следующие задачи:
- контроль за успешностью интеллектуального развития детей. Один раз в год проводится диагностика интеллектуальной сферы в школе.
- выяснение причин школьной неуспеваемости
- выявление детей, нуждающихся в коррекции умственного развития
- отбор в спецклассы и спецшколы
- для оценки эффективности учебных программ и методов обучения
- оценка интеллектуального развития школьников, обучающихся по новым программам.
- эффективность работы разных учителей
- оценка эффективности работы разных школ (оценивается интеллектуальное развитие учеников)
III. Задачи, которые решаются методами личностной диагностики:
- проблемы трудных детей (мешают учителям, другим ученикам)
- личные проблемы самих школьников, старшеклассников (школьные страхи, повышенная тревожность)
- для оценки эффективности личностного развития школьника
IV. Профориентационная диагностика
V. Задачи, связанные с диагностикой межличностных отношений (социально-психологическая диагностика):
- психологический климат в педагогическом коллективе
- учителей и учеников
- учителя и родители
- внутриученический коллектив