Учение о личности Николая Александровича Бердяева (1874-1948)
Русский философ-идеалист. Учился в Киеве: в кадетском корпусе, затем в университете. Пережил различные мировоззренческие позиции. Период его увлечения «легальным марксизмом» был непродолжительным. В ссылке в Вологде начался поворот Бердяева. От марксизма к "этическому социализму" и затем к религиозной идеологии.
С начала 20 в. – один из главных идеологов богоискательства. После Октября – профессор Московского университета. В 1922 г. выслан из СССР. Жил в Берлине, где создал Религиозно-философскую академию. Затем переехал в Париж. Здесь он создал ряд крупных произведений, принесших ему мировую славу. Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников.
Ключевое понятие его взглядов – персонализм (отдельная точка зрения). Мир – не как множество объектов, а множество личностных начал. Бердяев окончательно упорядочивает экзистенциализм. Экзистенциализм – иррационалистическое направление, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня.
Он замыкает область любого знания на человеке. Философия может познавать бытие из человека и через человека. Работа "О назначении человека". При достижении истины чаще всего предпринимаются два пути: 1. Бегство от мира. Этот путь ведет к спасению, истине, которую человек утерял. Истина – есть спасение (аскетизм и т.д.). Есть другой путь 2. Творчество. Работа "Смысл творчества. Способность творения, созидания в религии означает образ и подобие Божье. Это высшая природа человека. Через творчество можно увидеть высшую природу. Высшая природа – есть личность, некое сочетание божественное и человеческой природы. Именно из личности в таком смысле состоит бытие.
У человеческого духа может быть два направления внимания: 1. Во внутрь. Внутренний мир – царство абсолютной свободы, где нет необходимости. Мир творчества. 2. Во вне (мир объектов). Закован в цепи необходимости, причин. Первичным является мир свободный. Бог сотворяет мир из ничто. Логика не содержит в себе творчества. Творчество – освобождение от границ. Дух, направленный во вне – падший. Падение – это обращение внимания не на внутреннюю свободу, а на внешнюю действительность. Человек становится сам внешней реальностью, физическим объектом, подчиненный всем законам природы и общества. Что дальше? Появляется мир объективизиции. Разобщенность. Дух отчужден от всего остального и он вынужден строить различные домыслы и гипотезы. Наука – результат таких домыслов. Личность теряется, подавляясь общим. Государственный закон не для меня, но я вынужден подчиняться. Царство необходимости.Творчество – полет души, и он не может иметь никаких рамок. В мире объективизации рамки – суть этих законов. И личность вынуждена приспосабливаться к массивности истории, к усредненному мнению, к традиции и т.д. Государство – яркая объективизация. Во взаимоотношении двух личностей стоит коллектив.