Серена Кьеркегор (1813-1855) о стадиях человеческой экзистенции. Теория веры. Учение о "Единице".
С.Кьеркегор – датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Иррационализм – учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, слепой воле.
Оживление учения наступило в конце 19 начало 20 вв. Научная форма – логическая, рациональная. Противовес науке (рациональной) - рациональное течение. Искусство – господство иррациональности. В философии много течений иррациональности. Философ пишет о переживаниях в своей душе, мыслях. Кто Я? Как я оказался в этом мире? Почему у меня не спросили, хочу я жить в этом мире? Что во мне главное? Ответы не могут быть получены рациональным путем. Человеку ничего не дано в этом мире кроме существования. "Я есть» – из этого уже можно объяснить все остальное. Экзистенция – способ бытия человеческой личности. Неповторимость. Экзистенция - моя подсознательная опора. Построение знания основано на стремлении удержать свое существование. На стремлении спасения построено религиозное знание, наука и искусство (остановить свое переживание). Найти причину, почему я существую, невозможно. Можно ответить только на вопрос Как? Что несет в себе экзистенция? Признаки. 1. Состояние выбора. Чаще всего человек не всегда ощущает эту возможность. Человек ощущает выбор, когда решается его судьба. 2. Законы, правила, методы управляют человеком. Законов бесконечное множество и человек все равно должен делать выбор сам. Никто не может помочь человеку, он заключен в рамки индивидуальности. Человек в своем существование одинок – это атрибут экзистенции. На этих атрибутах Кьеркегор строит свою теорию. У каждого человека свои истины, свое понимание и переживания. Истина то, что в одной душе. Все, что для людей вместе – это не истина, а договор. Знание мое индивидуально, искренняя вера.
Душевность – мое собственное переживание, Вера, то, что есть во мне (на первом месте). Разумность – общее для всех, не может быть истинным (интеллект на втором месте). Слово, изреченное – есть ложь. Настоящая истина только в душе. Законы написаны для гражданина, а я только одной гранью гражданин, а все остальное во мне – индивидуальность. Индивидуальное – это правда, а общее – это ложь.
Учение о личном «Я». Только в единице есть правда. Толпа и правда – несовместимые с друг другом явления. Все формы культуры, построенные на логике – не правда. Человеческая жизнь – это путь. Человек идет к цели по этому пути. Путь спасения души. Необходимо пройти всю гамму событий. Три стадии движения. Что неизбежно происходит на этом пути? Три разных мировоззрения. Переход с одной стадии на другую может длиться годами.
Первая стадия: Эстетическая (восприятие внешнего). Человек этого уровня увлечен, живет восприятием внешнего мира. Символ: Дон Жуан. Окончание стадии: события становятся похожими друг на друга, скука перерастает в кризис личности, которое он называет отчаянием. "Я есть" – спасительное средство выхода из кризиса. Страх – ключевое понятие. Страх отметает все ненастоящее и позволяет выбраться из отчаяния, понять истину.
Вторая стадия: Этическая. Переключение внимания с внешнего мира на внутренний. Человек исследует и строит свою душу и индивидуальность. Символ: Сократ. Субъективность, душевность и разумность. Человек понимает, что такое добро и зло и берет ответственность за выбор. Недостатки: человек забывает о Боге, о вечности, много доверяя своему разуму. Путь спасения для человека закрыт. Наступает кризис, отчаяние и страх для перешагивания на другую стадию.
Третья стадия: Религиозный. Возвышение над человеческой мудростью. Символ: Авраам. Авраам, услышав голос Божий, приносит в жертву своего сына. Для разума это понять невозможно. Выбор – жуткое состояние для Авраама. Он сделал выбор и привел сына на жертвенный камень, но Бог предотвратил жертвоприношение. Авраам сделал выбор – своя вера или вера за все человечество. Он возвышается над земным и обретает спасение своей души. Выше Бога ничего нет. На этой ступени человек отказывается от разума и посвящает себя вере.