Неокантианское понимание науки и научной методологии.
Неоканстианство – идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту!». Использование в новом стиле кантовской философии. Школа из двух направлений (Марбург и Баден). Два кружка: Герма Коген (1842-1918) – немецкий философ, основатель Марбургской школы и Эрнст Кассирер (1874-1945) – философ-идеалист, один из главных представителей школы.
Баденская школа: Генрих Риккерт (1863-1936) – немецкий философ-идеалист, возглавлял школу вместе с Вильгельмом Виндельбандом (1848-1915) – немецкий философ-идеалист, основатель школы.
Научный мир - упрощенная действительность. Логика делает некую схему мира и человек живет в этой упорядоченности (4 измерения). Любой порядок всегда упрощен. Ощущения и восприятия хаотичны. Логика вносит порядок. Сознание – рационализация мира. Понятия могут образовываться в уме разными путями. Разнородная непрерывная действительность. Нет ничего в этой массе похожего; одно отделить от другого – умственная деятельность.
Два механизма преобразования непрерывной разнородности. 1. Однородная непрерывность. Логика превращает в однородную непрерывность из разнородной. Выделяется нечто однородное. Классификация. Это естественные науки (математика, биология, география). 2. Разнородная прерывность. Все понятия остаются не схожими, индивидуальными. Они получают самостоятельное существование. Это все науки о духе, культуре (история). Их нельзя классифицировать. Эта действительность прерывна. Мир раскалывается на естественный и духовный (материя и дух). Мир один. Откуда это раздвоение? Наша логика может двумя путями конструировать эти понятия. Они приводят к двум мирам, которые нельзя свести. Соединить эти знания – бесполезное знание. Невозможно связать психологические и физиологические понятия. Логика духовных понятий привела к религии. Как можно в молекуле найти духовность? Какие методы должны применяться в этих науках? С естественными науками все просто. Наблюдался некий кризис. Марксисты считали, что все науки единообразны и нужно применять те же методы. Все можно просчитать. В этой науке должна применяться Номотетика – Обобщение. В духовных явлениях это невозможно. Этот метод не действует в гуманитарном знании. В этих двух знания действуют два разных метода. Разум видит то, что похоже. В гуманитарных науках логика улавливает отличия, индивидуальность. Номотетика здесь не применима. Индивидуализированный метод (единичный). Этот метод должен описывать духовные феномены. Как же определить истину в этих науках? В науках о Духе Риккерд и Виндельбанд добавляют новым разделом «Ценности». Есть некая сфера, которая не зависит не от чего. Сфера ценностей не существует сама по себе. Они только лишь имеют значение. Человек улавливает значение ценностей. Результатом улавливания являются Нормы. В науках о духе все соотносится с нормами и ценностями. Оценить событие с точки зрения ценности. Ценности дают смысл абсолютно бессмысленному. Аксеология – наука исследования природы ценностей. Ценности – роль критерия в любом знании. Если такую оценку нельзя провести, то это феномен природы.