Для удобства работы - знания, специфические и логические приемы познавательной деятельности можно свести в таблицу:
Таблица спецификаций.
знания
|
специфические приемы
|
логические приемы
|
||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
|
правило А
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||
понятие Б
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||
закон С
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||
понятие А
|
+
|
+
|
||||||||||
правило Г
|
+
|
+
|
В левой части таблицы по вертикали располагаются основные знания, составляющие контролируемый раздел. В правой части таблицы по горизонтали арабскими цифрами обозначены познавательные действия, характерные для данного предмета (грамматические, математические, природоведческие и т.д.), в которых (согласно целям обучения) контролируемые знания должны использоваться учащимися. Аналогично буквами обозначены логические приемы, подлежащие контролю в данном разделе предмета. Знаком "+" обозначено, в какой конкретной деятельности будет контролироваться то или иное знание. В соответствии с заполненной таблицей и составляются контрольные задания.
Анализируя практику контроля в школе, нетрудно заметить, что ни один из указанных видов валидности не реализуется в должной мере.
Увеличивая число заданий - как путь повышения валидности контроля, нельзя забывать, что цель будет достигнута только тогда, когда эти задания будут полней охватывать не только содержание предметных знаний, но и систему предусмотренных видов познавательной деятельности. Более того, реализуя требования содержательной и функциональной валидности, необходимо помнить, что одни и те же действия и знания можно усвоить с разными показателями.
При составлении контрольных заданий необходимо проконтролировать не только виды деятельности, но и их качества, с которыми они сформированы.