Разберем этот вопрос на примере исследования Пантиной. У детей формировали действие письма. В группе, где обучение проводилось на основе ориентировки первого типа, экспериментатор показывал ребенку букву образец, которую надо было написать, выделяя ее элементы, и давая объяснение, как писать.
После этого ребенок приступает к самостоятельному действию, имея перед собой образец конечного продукта - заданную букву. Экспериментатор по ходу выполнения указывает ребенку на допущенные ошибки и помогает исправить. Обучение продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит букву три раза подряд без ошибок. В данном случае ООД неполная и правильное выполнение достигается лишь после многочисленных проб. Но, научившись писать правильно одну букву, обучаемый не смог выделить ориентировочную основу действия для второй буквы и должен был искать заново необходимые ориентиры.
При использовании второго типа ООД действия обучения письму имели следующий вид: ребенку также дается образец буквы (продукта действия), но при этом наносится на бумагу система точек, по которой легко осуществить исполнительную часть действия и получить требуемый контур. Ребенок учится копировать эти точки и по ним писать букву. В этом случае он получает все необходимые ориентиры сразу, но они пригодны для получения только данного контура. Для написания другой буквы эти точки не годятся. А систему других точке, адекватную контуру следующей буквы, ученик сам не может ни выделить, ни представить на бумаге. И учитель должен снова дать необходимые ориентиры, а ребенок освоить еще одну частную ориентировочную основу и т.д.
В этом случае обучение идет гораздо успешней, чем в первом варианте. Для успешного написания первой буквы потребовалось гораздо меньше повторений, чем при первом типе ООД.
Существенно иначе идет обучение на ориентировочной основе третьего типа. Экспериментатор не дает готовой ориентировочной основы, а объясняет принципы ее выделения: опорные точки следует ставить в тех местах буквы, где составляющая ее линия меняет направление. Ребенку показывается это на одной букве, а дальше его учат это делать на нескольких типовых буквах алфавита.
В этом случае содержание ООД другое: не система частных ориентиров, а общий принцип, который применим в любом частном случае, так как любой контур может быть разделен на то или иное число отрезков относительно неизменного направления. Использование этого принципа усваивается нескольких частных примерах. При этом последние выступают не как предметы усвоения, а как средства усвоения того общего, что составляет сущность любого частного случая. Учащиеся самостоятельно выделяли систему опорных точек (строили содержание ООД) применительно к любой букве и быстро научались правильно воспроизводить ее. Ученики этой группы оказались способными воспроизводить практически любой контур: буквы латинского, арабского и грузинского алфавитов, рисунков...