На этапе материализованных действий учащиеся располагают карточкой - на ней усваиваемые сведения о выполняемой деятельности. Кроме карточки учащиеся должны получить систему заданий, требующих применения формируемой деятельности.
Например: перпендикулярные прямые - различные модели или вещи. Одни из них относятся к этому понятию, другие - нет. Содержание ООД задается:
- перечнем необходимых и достаточных признаков
- указанием операций, которые необходимо выполнить с предъявленным предметом, а также последовательность их выполнения. В результате работы над заданиями учащиеся запомнили признаки и логическое правило подведения под понятие, но и научатся правильно применять то и другое. Усваивание во внешнем виде, выполнение действия руками, практически. На этом этапе действие развернуто, выполняемые операции проговариваются. Это обеспечит осознание операций и подготовит перевод в речевую форму.
Долго задерживаться учащимся на этом этапе не надо. Как только они научились выполнять их правильно, действие нужно переводить в теоретическую форму: без опоры на внешние предметы и без действий руками.