На этом этапе ученики знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Важно не только рассказать, как решать соответствующие задачи, а показать сам процесс решения. Учитель фиксирует на внешних носителях всю информацию, которая необходима для создания Ориентировочной Основы.
Учитель раскрывает: что же такое понятие?
I. Ориентировка.
Например: признаки понятия перпендикуляр (необходимые и достаточные)
- Две прямые линии
- Пересекающиеся
- При пересечении дают угол девяносто градусов
II. Логическое правило работы с признаками:
1. Если все признаки "+", ответ "+"
- +
- +
- +
2. Если хотя бы один признак "-", ответ "-"
а)
- +
- -
- -
б)
- ?
- -
- +
Предписание по выполнению действия
- проверь первый признак
- проверь второй признак
- проверь третий признак
Правило оценки результата.
- Если все признаки есть, то предмет относится к этому понятию
- Если не все признаки есть, то не относится к этому понятию
- Если два признака есть, а один признак неизвестен, то мы ничего не можем сказать
На этом этапе цель - понимание. Если все поняли правильно, то этот этап закончен. Эффективность усвоения повышается, если понятия вводятся не изолированно, а в системе. Это позволяет ученику видеть сходство и различия, понимать отношения между ними.