За любой целью поведения стоит мотив. Но если цель всегда осознается человеком, то мотив не всегда. Например: ученик уверяет, что ходит в школу ради получения знаний, чтобы потом быть полезным человеком. Но в классе перестали ставить оценки, и ученик просит перевести его в другую "настоящую" школу.
Эта школа не удовлетворяет его истинных потребностей. Здесь и появляется смыслообразующая функция мотивов. Обычно деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами. В силу этого одни мотивы являются смыслообразующими, а другие выполняют роль мотивов-стимулов. Так, получение знаний может быть ведущим мотивом ученика, который придает личностный смысл всей его учебной деятельности. Получение же статуса отличника - это дополнительный стимул. Если ученик удовлетворен уровнем обучения, то он не оставит эту школу ни в случае отмены оценок, ни в случае повышения требований к нему и потери позиции отличника. Одни мотивы не только побуждают деятельность учения, но и придают ей личностный смысл; другие, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Эффективность учебного процесса зависит от того, какие мотивы учащегося являются смыслообразующими. Лучше, если это познавательный мотив.
Мотивы деятельности: внешние, внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. Например: ученик хочет поступить в психологический вуз. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В данном случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Цель учебной деятельности - получение знаний. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика:
- отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учащегося, т.е. в качестве "двигателя" его учебной деятельности
- служит средством достижения других целей.
В этом случае, мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является другая цель. Внешне деятельность всех учеников похожа, но внутренне она разная - это определяется мотивами деятельности. Учебно-познавательная мотивация должна быть подчинена социальной. Ученик должен стремиться к познанию, чтобы быть полезным обществу. Формирование лишь познавательной мотивационной направленности личности может привести к снобизму. Человек будет думать об удовлетворении своих потребностей в знании, не думая об обязанностях перед обществом. Один из путей - познавательная мотивация.
По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на:
- учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения
- широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствование...)