Одно и тоже по содержанию действие может быть усвоено по-разному. Например: сложение двух чисел. Один человек может сделать это на палочках, перекладывая их руками - материализованная или материальная форма действия. Предмет специально создан как модель.
Материальная форма - носитель формы, предмет действия - реальный объект. Исполнительная часть реализуется внешними рабочими органами.
Перцептивная форма - другой ученик может выполнить эти действия, только фиксируя предметы взором. Предмет как материальный, так и материализованный. Исполнительная часть - органы чувств.
Эти же действия можно выполнить, рассуждая вслух - внешнеречевая форма действия. Объект - слово. Ребенок за словами держит адекватное содержание. Все операции в виде рассуждения. Все элементы действия - в виде речи.
Умственная форма действия - когда ребенок выполняет операции про себя.