Основные 3 типа ООД:
неполный состав ориентировочной основы. Ориентиры в частном виде, выделяются самим субъектом путем проб и ошибок. Процесс формирования действия идет медленно, с ошибками. Сформированное действие чувствительно к изменениям условий выполнения.
наличие всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Условия даны готовыми, в частном виде, пригодном для данного случая. Формирование действия - безошибочно. Сформированность действия более устойчива, чем в первом случае. Сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий.
полный состав, ориентиры в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Быстрое и безошибочное формирование действия, большая устойчивость и широкий перенос.
Если какой-то тип ООД используется систематически в учебном процессе, то он определяет тип учения. Если господствует в учении 1ый тип ООД - то учение будет первого типа, и аналогично для 2 и 3 типа. В практике обучения обычно используют 1 и 2 типы. Но тип учения определяет тип развития, следовательно, школа должна стремиться использовать 3 типа ООД. Он ведет к развитию теоретического мышления, позволяет проникнуть в сущность явлений. При 1 и 2 типах ООД формируется эмпирическое мышление.