Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей, их переработке, интерпретации и, наконец вынесению решения (диагноз, прогноз).
Этап сбора данных.
Сбору данных с помощью диагностических методов предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключение других специалистов) об исследуемом. В ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.
Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействий «экспериментатор – испытуемый», в литературе не мало внимания уделяется анализу влияний различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные обследуемого и исследователя.
В отечественной психодиагностике разработанная оригинальная классификация психодиагностических ситуаций. В.И.Дружинин полагает существование четырех вариантов таких ситуаций:
- добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например психологическая консультация);
- принудительное участие в обследовании, но самостоятельный выбор дальнейшего поведения ( например, обследование студентов-психологов при разработке тестов);
- принудительное участие в обследовании и выбор поведения после обследования навязан ( например, тестирование для определения соответствиям требований занимаемой должности);
- добровольное участие в обследовании, но выбор дальнейшего поведения навязан ( например профотбор).
В психологической диагностике часто отсутствуют какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач. Особенно отчетливо это проявляется в области диагностике личностных особенностей, где одна и та же методика используется в различных целях. Теоретически валидность той или иной методики по отношению к сформулированной теоретической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.
После формулирования теоретической задачи, работа соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся профили личности и т.д.
Этап переработки и интерпретации.
Пути обобщения данных исследования: клинический и статистический.
Клинический опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход не далеко уходит от суждения здравого смысла.
Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, и их статистическую обработку в виде, например, уравнении регрессии или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводиться к минимуму.
В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.
Этап принятия решений
Н.Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагностических заключений.
- На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. При таком «селекционном» подходе психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прогноз не осуществляется. Диагноз на этом уровне в известном смысле замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий.
- Второй уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер, указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На это уровне исследователь получает возможность планирование дальнейший этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.
- На третьем уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления его структуру.
Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями.
Типы диагностических заключений, предложенные Н.Сандберг и Л.Тайлер, в сущности совпадают со ступенями в развитии диагноза.
- Первая ступень – симптоматический ( или эмпирический)диагноз, ограничивающий констатацией определенных особенностей или симптомов на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
- Вторая ступень – этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени мы сталкиваемся со значительными трудностями, которые могли быть источниками ошибок.
Завершающая модель – типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа личности в динамическом смысле этого понятия.
В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Определить пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых.
Традиционно психодиагностическим исследованиям присущ индивидуально-психологический подход, сложившийся исторически и долгое время оправдывающий себя. В диагностике тех или иных свойств, особенностей личности еще недостаточно учитывается та социальная среда, в которой эти свойства и особенности формируются и проявляются.
Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которое необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендаций по выбору оптимальных методов терапии заболевании, реабилитации и т.д.
Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, т.е. описывающие не результаты, полученные с помощью конкретных методик, а их психологическая интерпретация.