Учение - это деятельность ученика с целью усвоения знаний.
Результат учения - саморазвитие личности и ее совершенствование.
3 аспекта учения: усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания.
Овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение.
Овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).
Учение как процесс имеет следующую структуру:
1. Структура учения:
- уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через пересказ материала.
- осмысление (мышление).
- запоминание (память).
- применение (решение задач).
- контроль (промежуточный и итоговый ,фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной).
- оценка (промежуточная и итоговая).
2. Свойства учения:
- время (продолжительность)
- напряженность работы
- результат работы (развитие личности)
3. Факторы учения:
3.1 Внутренние факторы учения:
- познавательные возможности (прежние знания, логика, память, творчество, внутренний план действий, умение учиться)
- личностные (мотивы, интересы, воля, эмоции, рефлексивность)в) индивидуально-типологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер, модальность, индивидуальный стиль деятельности)
3.2 Внешние факторы учения: зачем, почему, как учить? Отсюда — цель учения.
- содержание учения
- средства учения
- формы учения (монолог, диалог)
- методы учения (информативные и проблемные).Учение как процесс включает в себя: уяснение – осмысление (понимание) - запоминание (опосредованное и непосредственное) - применение (решение задач) - контроль - оценка.
Учение как деятельность включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат.
Существует 2 способа учения как деятельности:
- Учение- деятельность направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель.
- Учение- деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учения деятельности способствует другой деятельности.