Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта и начало экспериментального этапа развития психологии .
Вильгельм Вундт (1832-1920) написал 420 книг и статей. Основал первую психологическую лабораторию и собственную школу, развившуюся до мирового масштаба(1879). Отец экспериментальной психологии. Создал концепции где предмет психологии – сознание, его содержание. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности: физика, химия (элементы сознания). → Экспериментальный метод – интроспекция. В 1863 году в курсе лекций по психологии высказывает соображения о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания. Следует использовать так же этнологические способы наблюдения (язык, мифы, обычаи). В этом в частности, выражался дуализм его концепции: экспериментальная и историческая направленность, а так же будучи элементаристом, он указывал на целостность. В 1874 году выходит книга «Основы физиологической психологии», в которой Вундт излагает результаты экспериментального изучения ощущений чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом труде психология предстает как точная наука. В 1896 году выходят «очерки психологии», в которой Вундт излагает «трехмерную» теорию чувств. 1900 год - 10 томов «Психологии народов». 1912 год «Введение в психологию» идею эксперимента Вундт заимствовал у Фехнера. Сам создал лишь метод выражения для исследования чувств. Использовал внешние проявления чувств, физиологических реакций. Думал, что можно найти соответствие между ними и самими чувствами. В последствии отказался от этой идеи. Экспериментом Вундт считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя мы можем изменять проявления. Эксперимент по Вундту лишь там, где есть приборы, вычисления. Вундт ограничивает экспериментальные исследования изучением лишь простейших ощущений, восприятий. Вундт также признавал важность метода интроспекции (прямой метод). Психологии нет без самонаблюдения. Эксперимент, по Вундту, лишь уточняет данные самонаблюдения. Вундт пытался преодолеть ограниченность ассоцианизма, внося новое представление о перцептивных процессах. Он создает учения о сознании, которое имеет разные степени ясности и разный объем. Изучает психологическое содержание сознания. Вундт являлся сторонником теоретической психологии. Практика – это не дело психологии, она не должна вмешиваться в решение теоретических проблем. Если практике угодно - пускай использует достижения психологии. Вундт назвал свою психологию волюнтаристской.
Австрийский философ Ф.Брентано (1838-1917). Основными чертами психологи интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал что нужно изучать не содержание сознания, ощущения - а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов:
- Акты представления: в представлении предметы презентируются сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие.
- Акты суждения: в суждении объект мнится, как истинный или ложный.
- Акты чувства: в таких актах субъект относится к своему объекту, как к добру или злу.
Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены, как акты являются предметом психологии.
Под влиянием психологии Джемс (1842- 1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890). Он отрицал существование сознания как субстанции, настаивал на его существовании, как функции познания. Он отвергал атомизм в психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конкретные состояния познания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно – это поток. В нем можно выделить качественность и переходные состояния . Характерной чертой потока сознания - является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма - разновидности концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм.
Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений, как не наблюдаемых. Кроме того они призывали не ограничиваться сознанием,а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.
И.М Сеченов (1829 – 1905) считается основоположником отечественной научной психологии. Он пытался объяснить внешнюю деятельность человека с помощью уже известной рефлекторной схемы. В «Рефлексах головного мозга» (1863) он сформулировал рефлекторную теорию в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений. По Сеченову все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же что и рефлекса: начало (внешнее воздействие) , продолжение (центральная деятельность), и конец (реакция: движение, поступок, речь). Рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, они просто сходны по структуре и происхождению. Работе «кому и как разрабатывать психологию» (1873) излагается общая программа построения психологии. Эта работа была написана в связи с книгой историка - публициста К.Кавелина (Задачи психологии). По его мнению научная психология должна быть рядом с учением о происхождении психологической деятельности. Он стремился показать начало, центральную фазу и конец психического акта. Он призывал выйти за пределы сознания в систему объективных отношений человека с миром. Он отмечал бесплодность интроспективного метода и развивал идеи генетического подхода в психологии. В дальнейшем Сеченов развивал представления об активном деятельностном характере чувственного познания . Например, смотрение он называет действием: глаз выпускает «щупала», концы которых протягиваются к просматриваемому предмету. Сеченов признавал социальную обусловленность сознания, но не смог включить изучение этого аспекта психики в свою программу. В «элементах мысли»(1878) он дал естественнонаучную разработку мышления.