Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию через средства массовой информации большим сегментам населения одновременно. Основные психологические характеристики массовой коммуникации.
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:
- Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов.
- Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
- Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией.
- Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.
- Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК).
- Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.
- Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях.
- Формирование слухов с определенными целями.
- Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).
Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.
Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций.
Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.
Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный хаpактеp . Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.
На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и других аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом.
Психология массовой коммуникации – новая, современная мета-наука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).
В структуре коммуникативного процесса выделяются 3 группы:
- коммуникативные
- психологические
- социально ролевые
1. Собственно – коммуникативные. Коммуникатор – код-----сообщение-----реципиент
Код – это язык или его разновидность (сленг, жаргон) которую используют участники коммуникации.
Сообщение (контекст) – ситуация которой протекает коммуникация
---канал коммуникации- вид речевой коммуникации (письменная, устная речь)
Шумы- это помехи которые искажают информацию, блокирует коммуникацию (состояние партнеров)
Обратная связь – это реакция реципиента на высказывание
2. Психологические:
- коммуникативные намерения общающихся (отражают психологию Ки Р)
- замысел сообщения ( информация которую один партнер передает другому)
- цель коммуникации (результат):
- понимание сообщения – истолкование Р полученной информации
3. Социально-ролевые:
- Статусные и ролевые характеристики участников коммуникации – поведение, которое предписывается человеку его положением (статусом) и его ролью. Необходимо знание и учет статуса и роли в коммуникации, для того, чтобы выбрать манеру общения. Если собеседник не называет свой статус, то он определяется по внешним характеристикам.
- ситуативные роли участников коммуникации – позиция, которую человек занимает в общении. Если оба партнера выше, то это авторитарное общение. Если равны, то диалог. Если один подстраивается под другого, то комформное.
- стилевые приемы коммуникации – это привычные, устойчивые способы установления контактов и привычной ком стратегии. Это проявление индивидуальности человека в общении. Главная цель – установление взаимопонимания. Оно зависит от 2х важных факторов:
1. Некоторые особенности использования языка в коммуникации:
- деннотация слова – слова пред собой то значение, которое признается большинством людей данного лингвистического сообщества (т.е. в словаре)
- коннотация слова – вторичные ассоциации слова разделяемые одним или несколькими
- данного лингвистического общества
- полисемия – наличие у слова более чем одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.
- синонимия слова – использование разных слов и фраз для сообщения исходной информации.
- смешение высказываний (своих выводов , высказываний) – часто собеседники выражают в коммуникации свои оценки и суждения как факты
2. Коммуникативные барьеры - препятствия психологического характера, которые могут возникать на пути передачи информации.
Барьеры :
- вызванные погрешностями в самом канале передачи информации: фонетический( дефект речи ) и логическое непонимание ( сленг ).
- вызванные социокультурными различиями партнеров 6 принадлежность общающихся к разным социальным , экономическим , политическим , национальным группам.
- вызванные определенным негативным отношением между партнерами (неприязнь).
- обусловленные определенными психологическими особенностями общающихся ( интра-экстраверсия , тревожность и т.д )