Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.12.24

Время: 09:10

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Учение и его структура. Знания и действия как предмет и результат учения.

Учение и его структура. Знания и действия как предмет и результат учения.

Учение – это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий. В процессе учения происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным.

Проблема учения является междисциплинарной; соответ­ственно она может рассматриваться с разных позиций, Й. Лин­гарт намечает следующие девять аспектов (позиций) рассмотре­ния

С позиции биологии учение представляет собой адаптацион­ный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, при­способление, регуляция (непосредственная, генетически обус­ловленная и «косвенная» от окружающей среды).

С позиции физиологии учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов выработки условных рефлексов, за­кономерностей высшей нервной деятельности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, положительной и от­рицательной индукции, доминанты), аналитико-синтетической деятельности мозга.

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического разви­тия. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным из­менениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.

С позиции социологии учение рассматривается как фактор со­циализации, как условие связи индивидуального и обществен­ного сознания. С этой позиции рассматриваются различные фор­мы социального управления образовательными системами, в ко­торых осуществляется учение.

С позиции аксиологии, этики учение рассматривается как про­цесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей.

С позиции кибернетики учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризу­ющейся управлением по каналам прямых и обратных связей, вы­работкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов.

С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъ­ективным, формой и содержанием и т.д. С логической точки зрения учение рассматривается как ос­нова формирования логического мышления, выработки обоб­щенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного матери­ала, оптимизация организации процесса — суть логического рассмотрения учения.

С педагогической позиции учение рассматривается в таком контексте, «где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения по­требностей общества условий, долженствующих обеспечить на­иболее эффективную передачу общественного опыта.

Проведенный И.И. Ильясовым системный по­следовательный анализ основных концепций учения для выяв­ления особенностей его структурной организации и ее отличий в разных концепциях в то же время вскрыл и все многообра­зие самой интерпретации этого процесса, что прежде всего обусловливается различиями общепсихологического подхода и авторских трактовок. Согласно И.И. Ильясову, учение рассма­тривается как:

  1. приобретение знаний и умений решать раз­ные задачи (Я.А. Коменский);
  2. усвоение знаний, умений и развитие — совершенствование общих познавательных про­цессов (И. Гербарт);
  3. приобретение знаний, умений и навы­ков в определенных дисциплинах (А. Дистервег), при этом А. Дистервег различал учение и развитие;
  4. активный мысли­тельный процесс, связанный с преодолением затруднений — воз­никновением проблемной ситуации (Дж. Дьюи);
  5. активный процесс построения новообразований из элементов чувственно­го и мысленного содержания при необходимом участии внеш­них движений (В. Лай);
  6. получение знания и реше­ние проблем (К.Д. Ушинский);
  7. активный процесс внутрен­ней самодеятельности ученика, являющийся внутренней сторо­ной педагогического процесса (П.Ф. Каптерев);
  8. изменение по­ведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы по схеме «стимул — реакция» (Дж. Уотсон) и по схеме «ситуация — ответная реакция» с обязательным подкреплени­ем (Э. Торндайк, Б. Скиннер, К. Халл); приобретение новых пла­нов, когнитивных карт поведения в проблемных ситуациях по формуле «стимул — промежуточная переменная (образ, карта, план) — реакция» (Э. Толмен);
  9. усвоение значения, т.е. приобретение способности вызывать некоторыми раздражите­лями (прежде всего речевыми знаками) те же реакции, что и при объекте-раздражителе, а также усвоение инструментальных реакций (Ч. Осгуд);
  10. переструктурирование преж­них структур опыта, где две фазы — образование (впервые) но­вых форм деятельности (успех) и сохранение и воспроизведе­ние возникших новых форм деятельности (память) (К. Коффка);
  11. разные виды приобретения опыта по трем основаниям: постепенность—скачок; осознанность—неосознан­ность; осознание явных и неявных связей (Ж. Пиаже);
  12. изменение содержания отражения объектов действи­тельности в трех формах, существующих у человека: внешне-двигательной, чувственно-образной и символической (Д. Брунер);
  13. регулируемый процесс получения кодирования, хра­нения и использования информации (Р. Гэгни);
  14. вид деятель­ности, в которой субъект в данной ситуации изменяется под вли­янием внешних условий и в зависимости от результатов собст­венной деятельности, строит свое поведение и свои психические процессы так, чтобы понизить новой информацией степень своей неуверенности и найти правильный ответ или адекватное правило поведения (Й. Лингарт).

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштей­на учение рассматривается как приобретение знаний, умений, на­выков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств). П.Я. Гальперин определяет учение как усвоение зна­ний на основе совершаемых субъектом действий. По Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, учение представляет собой специфиче­ский вид учебной деятельности, а по теории А.Н. Леонтьева учение (наряду с игрой и трудом) — тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени (часто до 15—16 лет), но и в русле которой формируется сама личность уче­ника, его интеллект, частные виды деятельности. Учение рассма­тривается как

Учение включает в себя: состав, свойства, связи, факторы, условия.

СОСТАВ: процесс (отработки: осмысление и восприятие) и результат (знания: состав и свойства, сдвиг в личности, умения: состав и свойства, сдвиг в познавательном развитии) СВОЙСТВА: результат, деятельность и степень напряжения.

СВЯЗИ, ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ: психологические внутренние (психические и физиологические: познавательные и личные), педагогические явления (технологии обучения: содержание и процесс, личность учителя, сверстники).

ЗНАНИЯ: свойства и состав знания: формы и содержание. Предметное содержание: о природе, обществе, духовном мире человека; категориальное содержание: знания о свойствах, составе и связях объектов и процессов; логическое содержание: понятия, их определения и классификации, утверждения и законы, выводы и доказательства и др.; эпистемологическое содержание: эмпирические и теоретические знания. Формы существования знаний – образная и знаковая (языковая (родной язык), символическая, схематическая, модельная).

Графики, изображающие модели - фотографии, теле-, видео ряды. ЗНАНИЯ - способность человека осуществлять некоторое действие (потенциальные возможности). ДЕЙСТВИЯ - процесс преобразования некоторого субъекта для изменения его свойств в определенной направленности. СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ: объект- его свойства, предметы преобразования, акты, средства, операции и их виды по функциям. Три вида операций актов преобразования: исполнительные (те самые которые осуществляют преобразование), познавательные или ориентировочные: продуктивные (не знали как делать, но надо узнать) и репродуктивные (если знаете как делать, но надо вспомнить и делать) - эти операции могут быть осозноваемы и неосозноваемы, контрольно- корректировочные (когда мы знаем и делаем).

ТИПЫ ЗНАНИЯ О ДЕЙСТВИИ: мера полноты знания о действии (есть знание о всех компонентах), мера обобщенности знания о действии, способы получения знания о действии (могут даваться со стороны в готовом виде или самостоятельно). Восемь типов знания о действии (делятся на основании полноты-неполноты, обобщенности-конкретности, готовом виде-самостоятельности):

  1. Неполное, конкретное, получено самостоятельно,
  2. Полное, конкретное, в готовом виде,
  3. Полное, обобщенное, в готовом виде.

СВОЙСТВА ЗНАНИЙ И ДЕЙСТВИЙ:

  1. Уровень (форма, степень интересолизации) знаний и умений. По этому свойству знания о действии бывают: материализованные (текст- имеете перед собой и с ним работаете), речевые ( можете работать без инструкций, не требуют внимания носителя), умственные ( не требуют предварительного воспоминания).
  2. Степень осозноваемости: полная осознаваем ость, частичная осознаваемость, полная.
  3. Сознательность - способность осознавать состав действий и умений.
  4. Мера гибкости.
  5. Мера психологической направленности.

Процесс учения: Старается понять содержание этих знаний (усвоить) и действовать, закрепление, контроль. Понимание: задействована познавательная сфера. Восприятие и осмысление. Типы понимания: репродуктивное (ситуация информационного метода), продуктивное. Существует 5 познавательных операций: анализ (разделение и выделение), абстракция, обобщение (объединение в логический класс объектов), синтез (объединение как частей в целое), знаково-символические операции (использование знаковых средств для переработки информации).

ОБЩИЕ СВОЙСТВА УЧЕНИЯ: результативность, успешность процесса, длительность процесса, степень направленности процесса, напряженность. Из них вытекает эффективность. Познавательные процессы: чувственное познание (восприятие) - имеет место на первой фазе учения. Уровень развития восприятия - уровень осознания зрительных и слуховых разных характеристики и объектов., мышление, память, воображение, внимание, речь, система знаний и умений, индивидуальные стили познания.

Знания - сложившиеся сведения о мире. 2 фазы восприятия: Интеролизация (способность воспроизводить знания и действия без опоры на внешние средства), автоматизация (уход от социального контроля за содержанием знаний и действий). Мышление - уровень развития мышления как фактор успешности. 3 аспекта: логические способности, творческие способности, способности действовать в уме. Память: смысловая (после прочтения классифицируем и т. д.), ассоциативная (мнемонические методы). Внимание - выражает направление познавательного процесса. Важны: объем и переключение. Управление - определяется мотивацией интересов. Речь - понимание текстов речевых сообщений. Не ясность изложения может быть из за разного развития экспериментальной речи. Воображение — произвольная вещь от развития восприятия, внутри плана действия и интуитивного мышления. Умение учиться — умение понимать и запоминать вместе и во взаимосвязи.

Учение и его структура. Знание и действия, как предмет и результат учения. Учение - это деятельность ученика с целью усвоения ЗУ Нов. Результат учения - саморазвитиеличности и ее совершенствование.

3 аспекта учения:

  • усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания.
  • овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение.
  • овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).

Учение как процесс имеет следующую структуру:

1. Структура учения:

  • уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через перессказ материала.
  • осмысление (мышление).
  • запоминание (память).
  • применение (решение задач).
  • контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной). е) Оценка (промежуточная и итоговая).

2. Свойства:

  • время (продолжительность)
  • напряженность работы
  • результат работы (ЗУНы и развитие личности)

3. Факторы: Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения

1. Внутренние:

  • познавательные (исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, ВПД, внимания, индивидуальные познавательные стили, умение учиться;
  • личностные (мотивация и ценности, интересы, воля, самооценка, эмоциональные характеристики, рефлексивность. Данные о влиянии познавательных и личностных факторов учащихся на процесс учения)..
  • индивидуально-типологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер, модальность, индивидуальный стиль деятельности)

2. Внешние: зачем, почему, как учить? Отсюда — цель учения.

  • содержание учения
  • средства учения
  • формы учения (монолог, диалог)
  • методы учения (информативные и проблемные).

Учение как процесс включает в себя: уяснение - осмысление (понимание) - запоминание (опосредованное и непосредственное) - применение (решение задач) - контроль - оценка.

Учение как деятельность включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат. Существует 2 способа учения как деятельности:

  1. Учебная деятельность направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель.
  2. Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности.