На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
Классификация Э.Эриксона:
- от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);
- от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);
- от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);
- от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);
- от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);
- от 20 до 25 (ранняя зрелость);
- от 26 до 64 (средняя зрелость);
- от 65 (поздняя зрелость).
Основание возрастной периодизации по Выготскому внутреннее изменение самого развития - это новообразование.
- Новообразование - новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Они определяют сознание ребенка, его отношение к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь весь ход его развития в данный период. Появляются в двух сферах: познавательная (новый уровень развития познавательных процессов); личностная (готовность к учебе, соподчинение мотивов).
- Надо учитывать динамику переходов от одного возраста к другому, развитие не происходит равномерно. Спокойные моменты чередуются с критическими.
Стабильные периоды: плавное незаметное внутреннее изменение; совершается путем микроскопических изменений личности ребёнка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
Критические периоды: резкие капитальные сдвиги и переломы в психике ребенка; развитие бурное, стремительное; границы неотчетливы; дети обнаруживают трудновоспитуемость. Если родители меняются вслед за детьми, кризисы проходят спокойно. У каждого человека кризисы проходят индивидуально. Негативный характер развития, развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную. В критические периоды также есть новообразования, но они носят переходный характер и не входят в интегральную структуру личности. Имеют трехчленное строение: предкритическое, критическое, посткритическое.
Периодизация Выготского.
Кризис новорожденности, 0-2 мес., кризис 1 г., кризис З лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 18 лет.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание особенностей, которые сформировались в психике ребёнка и тех отношений, которые установились с социальной средой.
период | годы | ведущая деятельность | основные новообразования |
младенчество | 0-1 год (0-2 мес период новорожденности) | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первые слова |
ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | "я сам" |
дошкольный возраст | 3-7 | сложная ролевая игра | произвольность поведения, соподчинение мотивов, качество общественности |
младший школьный возраст | 6-7 - 10-11 | учебная деятельность | произвольность психических процессов мышления во внутреннем плане. Развитие рефлекторных способностей. |
средний школьный возраст, подросток | 10-11 - 14-15 | интимно личностное общение в учебной и других видах деятельности | Чувство возрослости, возникновение представлений о себе не как о ребенке. |