Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (отечественные психологи так трактуют предмет психологии: Леонтьев, Ломов, Рубинштейн).
До настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. У каждого человека существует своя субъективная реальность: переживания, чувства, мысли, сны.
Предмет, задачи и принципы психологии.
Психология – наука о психических явлениях:
А) психические процессы:
- познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
- эмоционально – волевые (эмоции, воля).
Б) психические явления:
- психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
- психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).
Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.)
Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)
Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.
Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.
Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.
Объект психологии – человек, животное, группа людей.
Задачи психологии:
- Качественное изучение всех психических явлений.
- Анализ формирования и развития всех психических явлений.
- Изучение психологических механизмов психических явлений.
- Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Принципы психологии:
- Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
- Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
- Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
- Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
- Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).