Процесс решения познавательной задачи начинается с формулирования вопроса, на который необходимо ответить, исходя из конкретных условий проблемной ситуации.
Важную роль на этом этапе играет способность человека видеть неопределенность в тех или иных предметах и явлениях действительности, его умение ставить вопросы, проблемы, которые нуждаются в разрешении.
Второй этап решения задачи начинается с поиска путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы. Выдвижение гипотезы дает человеку возможность предусмотреть направление решения задачи и возможные результаты. В случае, если гипотезы не подтверждаются, их отбрасывают.
Решение задачи – завершающий этап процесса – может происходить по разному. Возможны случаи, когда чел. действует методом проб и ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез.
Решение задачи может превращаться в творческий процесс. В этом случае он требует преодоления инертности мышления и построения новой стратегии решения. Решение задачи иногда возникает внезапно как инсайт.
Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий. От его настойчивости, силы воли и целенаправленности зависят эффективность познавательной деятельности, общая культура умственного труда.