2 уровня ВКБ:
- Сензитивный. Базируется на чувственных ощущениях.
- Интеллектуальный. Создание представления о болезни.
Лурия (в начале 40-х гг.). ВКБ не соответствует часто тем симптомам, которые испытывает больной.
Она связана с чувственным уровнем, интеллектуальным. ВКБ соотносится с Личностью самого больного и той культурой, в которой он проживает. ВКБ определяется воспитанием больного.
Рохлин, Скворцов. Отношение к болезни, ее сознание. Это отношение формируется из восприятия, оценки симптомов.
В детской психологии Ковалев рассматривает переживания симптомов болезни. Фон, на котором происходит восприятие симптомов.
ВКБ – отражение психики больного своей болезни.
Николаева. ВКБ. Концепция болезни, созданная больным: его ощущения, эмоции, познания больного и его отношение.
Характеристика ВКБ:
- Это психологическое явление (а не биологическое), поэтому врачи ее видеть не могут.
- Вторичность – это производное от самой болезни.
- Динамичность – зависит от тяжести, возраста больного, длительности.
- Это продукт творчества больного, направленного на познание себя.
- Оказывает влияние на формирование Личности, ВКБ обуславливает личностные изменения больного.
ВКБ имеет сложную структуру:
- Сензитивный (чувственный) уровень.
- Эмоциональный уровень (уровень переживания болезни). Создается означение болезни.
- Рациональный уровень (интеллектуальный). Вторичное означение (первые ощущения болезни начинают складываться в общей картине).
- Личностный или мотивационный уровень (что есть болезнь для меня).
ВКБ в детском возрасте редуцирована, где преобладают чувственный и эмоциональный компоненты. У ребенка с хроническим заболеванием ВКБ становится одним из механизмов формирования Личности. ВКБ формируется в 6 месяцев. ВКБ воспринимается как мешающий, ненужный факт – ограничение активности. На формирование ВКБ оказывает влияние еще и врач.
Младший школьный возраст
Ограничение собственной активности и общения.
Подростковый возраст
Больными себя подростки признавать не хотят. Болезнь, как остановка жизни. В этом возрасте тело приобретает собственный язык.