Основное содержание процесса социализации Личности
Социализация Личности – процесс развития Личности, становление образа «Я». Социализация есть только в человеческом обществе, развитие Личности происходит в социализации.
Социализация – освоение социального опыта, смыслов, культуры, значений.
1. Социологический подход к трактовке социализации. Усвоение социального опыта – ролей, установок. Социальная среда влияет на человека, но здесь нет обратного влияния.
2. Психологический подход. Социализация понимается как двухстороннее усвоение человеком социального опыта, и воспроизводство человеком этого опыта в своей активной Деятельности.
Социализация происходит в 3 основных сферах:
1. Деятельность. Овладение человеком разными видами Деятельности (на каждом этапе онтогенеза есть ведущая Деятельность, прохождение каждого этапа ведет к развитию).
2. Общение. Освоение человеком разных видов общения.
3. Самосознание. Леонтьев. 2 этапа рождения Личности: 2 – 3 года – выделяет ребенка как отдельное существо; подростковый возраст – меняется мировоззрение. Становление в человеке образа его Я. Его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона Деятельности и общения. Его развитие немыслимо вне Деятельности.
Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Овладение разными видами Деятельности, разными видами общения и формирование самосознания является итогом социализации, является идентичность Личности.
Идентичность (Эриксон) – это тождественность Личности самой себе, формирование стабильного образа «Я», которым человек адекватно и стабильно пользуется в жизненных ситуациях.
Если образ сформировался, то человек зрел.
Противоположностью является спутанная идентичность. Человек плохо представляет, что для него возможно, а что нет, нет понимания своего ресурса.
Три основные стадии:
- Дотрудовая. Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой Деятельности:
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;
- стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.
- Трудовая. Охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой Деятельности человека.
- Послетрудовая. Представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.
Процесс социализации идет через институты социализации и агенты.
Институты социализации – это та социальная группа, которая передает человеку часть социального опыта. Семья, детские дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив.
Все они обеспечивают человеку условия для освоения опыта (это их задачи).
У каждого института имеются специфические функции:
1. Семья:
- формирование базовых установок;
- обеспечение психологической поддержки, принятие ребенка, где формируется базовое доверие к миру.
2. Школа:
- дает объективную оценку;
- систематизация знаний, научные знания;
- обеспечение развития самостоятельности и гражданской позиции.
Агенты социализации – конкретные люди, отвечающие за социализацию (родители, учителя и т.д.).