Почему ребенок раннего возраста ситуативен?
Первая особенность детей до трех лет – ситуативность их поведения. Для малыша одного-двух лет интересно преимущественно то, что находится в его поле зрения. Каждый предмет, попадающийся ему на глаза, притягивает как магнит, побуждает к действию с ним.
На протяжении первого года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психически функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность ребенка, поведение которого полностью управляется попадающимися в поле их восприятия раздражителями.
Ситуативность накладывает отпечаток на все виды деятельности малыша, протекание всех психических процессов. Так, память ребенка, особенно на 2-м году жизни, функционирует преимущественно в виде узнавания: он узнает знакомый предмет, когда видит его перед собой. Мышление в этом возрасте протекает путем действия с предметами: познание окружающего мира осуществляется путем практических действий. Эмоции ребенка также чаще и ярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать ему интересную игрушку, и он отвлечется для того, к чему только что стремился. Таким образом, его внимание тоже ситуативно. Это связано с возрастной особенностью психической организации.