Проблемы периодизации интеллектуального развития личности
Пиаже делит когнитивное развитие на четыре основные стадии:
- Сенсорно-моторная стадия – от рождения до 2 лет – это операции, выполняемые не в уме, а на практике
- Предоперационная стадия – от 2 до 7 лет – период обретения речи, ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами. В своих рассуждениях ребенок переходит от частного к частному, а не от частного к общему и не от общего к частному.
- Конкретно-операционная стадия – от 7 до 11-12 лет – появляются способности к логическим рассуждениям. Это объясняется тем, что ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу.
- Формально-операционная стадия – после 11-12 лет – «покорение мысли» (по Элкинду).
Критика концепции Пиаже: определение возраста, в котором происходит замещение конкретно-операционного мышления формально-операционным. Пиаже допускал, что этот процесс может затянуться до 15-20 лет, и что «при особенно неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться». Дети одного возраста не всегда находятся на одной и той же стадии когнитивного развития.
Исследования стадии формальных операций Пиаже позволяют предположить, что прогрессивные изменения в структуре мышления продолжаются и после достижения этого уровня. Некоторые исследователи выделяют пятый уровень – стадию выявления проблем, для нее характерно творческое мышление, рассмотрение новых вопросов и открытие новых методов мышления для решения проблем.